Генеральная прокуратура РФ в ходе антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов в первом полугодии 2015 г. выявила 28,5 тыс. нормативных правовых актов, содержащих коррупциогенные факторы, за аналогичный период прошлого года таких материалов было более 27 тыс.
Всего за шесть месяцев текущего года антикоррупционная экспертиза была проверена в отношении более 445 тыс. нормативных правовых актов, в прошлое полугодие – почти 420 тыс. актов.
В указанных нормативных правовых актах содержалось 34,5 тыс. коррупциогенных факторов (более 34 тыс. – здесь и далее в скобках данные за первое полугодие 2014 г.), с целью исключения которых прокурорами внесено более 2 тыс. требований (почти 3 тыс.), принесено более 25 тыс. протестов (более 23 тыс.), направлено 311 исков (заявлений) в суды (293), внесено 723 представления (768) и направлено 209 информаций (320).
В результате проделанной работы коррупциогенные факторы исключены из 21,5 тыс. нормативных правовых актов (почти 20,7 тыс.).
Как и в предыдущие периоды более 90% выявленных прокурорами нормативных правовых актов, содержавших коррупциогенные факторы, одновременно противоречили законодательству. Так, в отчётный период данные показатели составили 28,5 тыс. и 26 тыс. нормативных правовых актов, соответственно. Данный факт, связанный, прежде всего, с системными недостатками в работе субъектов нормотворчества, свидетельствует о сохраняющейся актуальности работы органов прокуратуры в этом направлении, подчёркивает Генпрокуратура.
Доля нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, составляет почти половину от общего числа выявленных нормативных правовых актов, содержащих коррупциогенные факторы. Кроме того, их значительное число выявляется в сферах законодательства о государственной и муниципальной службе (13%), о землепользовании (8,8%), о бюджете (8,7%), о государственной и муниципальной собственности (5,4%).
Экспертиза нормативных актов на коррупционность введена в России с 2009 г. Данную процедуру проходят проекты федеральных законов, указы президента РФ, постановления правительства РФ, а также проекты нормативно правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер.
В отношении проектов документов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера независимая экспертиза на коррупционность не проводится.
В июле 2015 г. правительство РФ постановлением от 18 июля 2015 г. № 732 уточнило процедуру антикоррупционной экспертизы проектов документов.