Комиссия правительства по законопроектной деятельности одобрила с учётом состоявшегося обсуждения законопроект «О внесении изменений в статьи 4.5 и 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» об административной ответственности за грубое нарушение организациями правил ведения бухгалтерского учёта.
Документ внесён Минфином РФ во исполнение поручения правительства, предусматривающего увеличение санкций за грубое нарушение правил ведения организациями бухгалтерского учёта (ведение «двойной бухгалтерии», совершение неучтенных сделок, отражение несуществующих расходов и пассивов с ложным указанием их источников, использование поддельных документов и фальсификацию бухгалтерской отчётности, учетных записей, счетов и финансовых отчётов).
Информация, полученная при ведении бухгалтерского учёта, в том числе бухгалтерская (финансовая) отчётность, используется широким кругом пользователей для различных целей. Однако предусмотренные статьей 15.11 КоАП РФ административное наказание и состав административного правонарушения не являются эффективными, соразмерными и оказывающими сдерживающее воздействие в предотвращении грубого нарушения установленных законодательством требований к бухгалтерскому учёту и не обеспечивают должную защиту прав и законных интересов граждан, организаций и государства на информацию в сфере предпринимательской деятельности и экономики.
Это обусловлено рядом причин:
-
установленные санкции в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от двух до трех тыс. рублей несоразмерны с уроном, который может быть нанесен пользователям недостоверных данных бухгалтерского учета, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности;
-
состав административного правонарушения ограничен. Он не включает нарушения в бухгалтерском учете, которые могут стать инструментом сокрытия реального финансового положения, доходов и расходов организации, сокрытия других правонарушений, в том числе коррупционного характера;
- незначительная разница между нижним и верхним пределами штрафных санкций, отсутствие санкций за повторное совершение административного правонарушения не позволяют индивидуализировать административную ответственность и в соответствии с установленными статьей 4.1 КоАП общими правилами назначения административного наказания учесть характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность.
Законопроект предлагает увеличить размеры штрафных санкций, которые не пересматривались с начала действия статьи 15.11 КоАП, то есть с 1 июля 2002 г., предусмотрев их в пределах от 5 до 10 тыс. руб. За повторное совершение административного правонарушения законопроектом предлагается установить административное наказание в виде штрафа в размере от 10 до 20 тыс. руб. или дисквалификации на срок от 1 года до 3 лет.
Также законопроектом дополняется состав административного правонарушения действиями, которые запрещены законодательством о бухгалтерском учете (регистрация не имевших место фактов хозяйственной жизни, мнимых, притворных объектов бухгалтерского учёта в регистрах бухгалтерского учёта; ведение счетов бухгалтерского учёта вне применяемых регистров бухгалтерского учёта; составление бухгалтерской отчётности не на основе данных регистров бухгалтерского учёта и другие). Понятие «мнимые и притворные объекты бухгалтерского учёта» содержится в Федеральном законе от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте» (далее – Федеральный закон). Кроме того, законопроектом устанавливается ответственность за отсутствие документов бухгалтерского учёта, подлежащих хранению в соответствии с требованиями Федерального закона.
Учитывая периодичность проведения контрольных мероприятий органами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.11 КоАП, в статью 4.5 КоАП вносятся изменения, устанавливающие срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о бухгалтерском учёте, равного двум годам со дня совершения административного правонарушения (в настоящее время этот срок составляет три месяца).
Кроме того в КоАП вносятся терминологические уточнения в соответствии с терминологией Федерального закона.