Комиссия правительства по законопроектной деятельности одобрила законопроект о введении административной ответственности за нарушение правил безопасности перевозок пассажиров и грузов автотранспортом.
Проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за нарушение Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» внесён Минтрансом России в соответствии с Планом мероприятий, направленных на снижение смертности населения от дорожно-транспортных происшествий и решениями Правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения.
В настоящее время, отмечает правкомиссия, наблюдается тенденция увеличения дорожно-транспортных происшествий с участием транспортных средств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. При этом ряд резонансных происшествий с особо тяжкими последствиями связан с автобусными перевозками, ранением и гибелью в них пассажиров, в том числе детей.
Основная причина происшествий – человеческий фактор: нарушение правил дорожного движения, недостаточная квалификация водителей и должностных лиц, выпуск на линию неисправного подвижного состава, нарушение элементарных норм безопасности самими пассажирами.
Имеет место резкое увеличение числа хозяйствующих субъектов автотранспортного комплекса, рост числа автотранспортных средств и износ транспортной инфраструктуры. Рынок автотранспортных услуг крайне раздроблен на мелкие субъекты. Большая часть перевозчиков не имеет необходимой для обеспечения безопасности перевозочного процесса производственной базы и квалифицированных специалистов. В большинстве случаев для перевозок пассажиров используются подержанные автобусы, находящиеся в эксплуатации более 7 лет. Существующая процедура конкурсного отбора на маршрутную сеть позволяет мелким перевозчикам с устаревшим автопарком на законных основаниях предоставлять автотранспортные услуги населению.
В 60% случаев грузовой транспорт находится в «сером» сегменте рынка и, как следствие, не соблюдает установленных норм обеспечения безопасности перевозок.
Всё это ведёт к снижению уровня безопасности на автомобильном транспорте. Соответственно, необходимо усиление норм обеспечения безопасности перевозок.
Пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» были установлены основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, занимающимся деятельностью, связанной с эксплуатацией транспортных средств. В целях реализации этой нормы Минтрансом были утверждены Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее – Правила).
Правила позволяют обеспечить профессиональную надёжность водителей транспортных средств, безопасность транспортных средств, безопасные условия перевозок пассажиров при организации перевозочного процесса, контроль за соответствием дорожных условий требованиям безопасности при осуществлении перевозок.
В целях обеспечения профессиональной надёжности водителей должны предъявляться требования, в частности по состоянию здоровья, соблюдению режимов труда и отдыха.
При этом действующим законодательством не предусмотрена ответственность за несоблюдение этих Правил.
В связи с чем предложено дополнить статью 12.311 Кодекса положениями, предусматривающими дифференцированную административную ответственность за нарушение требований Правил, включая несоблюдение требований по обеспечению безопасности перевозок пассажиров и грузов в особых условиях (перевозки по зимникам, в условиях бездорожья, перевозки по маршрутам, проходящим в горной местности и по трудным участкам пересечённой местности) и допуска водителей к работе, связанной с управлением транспортными средствами, без прохождения ими инструктажей.
Помимо этого вводится административная ответственность за нарушение лицензионных требований предпринимательской деятельности в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта.