По данным Счётной палаты РФ государственный долг России в 2012-2014 гг. увеличился на 92%. Основной рост госдолга – на 36,4% – пришёлся на прошлый год. По оценкам СЧ, причиной этого послужило привлечение облигаций федерального займа на 1 трлн руб. для Агентства по страхованию вкладов.
Расходы на обслуживание госдолга за отчётный период выросли на 58% – до 415,6 млрд руб. в год. «Мы будем наблюдать дальнейшее наращивание (расходов на обслуживание госдолга), и это будет вытеснять другие расходы, – заявила председатель Счётной палаты Татьяна Голикова, выступая на «правительственном часе» в Госдуме. – Заимствование под неэффективные расходы – это путь в никуда. И в этом смысле мы должны принять все возможные меры, чтобы не допустить неэффективных расходов в бюджете на 2016 год».
Отдельно Т. Голикова остановилась на тенденции увеличения государственного долга регионов России, которая наблюдается с 2012 г. По состоянию на 1 сентября 2015 г. он равнялся 2,116 трлн руб. По словам Председателя Счётной палаты, в предыдущие годы росла доля коммерческих кредитов, однако, в 2015 г. увеличились бюджетные заимствования. «Как вы понимаете, эта ситуация далека от той, когда можно было бы успокаиваться, и на сегодняшний день представляет серьезную угрозу для общей сбалансированности бюджетов регионов», – уточнила Т. Голикова.
По её словам, «реальные источники погашения государственного долга у субъектов Российской Федерации, к сожалению, отсутствуют». В этой ситуации особо значение приобретает прозрачность и предсказуемость налоговой политики, реализуемой Минфином России. По мнению Т. Голиковой, доходную базу регионов серьёзно затронуло решение по созданию консолидированных групп налогоплательщиков: «На практике получилось существенное и непрогнозируемое перераспределение доходов между различными регионами. За 2014 г. 31 субъект недополучил доходы в сумме 127 млрд руб., по 53 регионам доходы увеличились на 61,9 млрд руб.».
В заключение своего выступления Т. Голикова остановилась на управлении средствами Фонда национального благосостояния. В 2013 г. Правительство России приняло решение о поддержке 11 инфраструктурных проектов на возвратной основе за счёт средств ФНБ. На 1 сентября 2015 г. из 815 млрд руб., размещено 352,1 млрд руб. На финансирование проектов направлено 254,4 млрд руб. Свободные средства размещены на депозитах в банках.
Напомним, что на 1 сентября 2015 г. совокупный объём средств Резервного фонда в рублёвом эквиваленте составил 4 699 527,5 млн руб., Фонда национального благосостояния – 4 903 666,9 млн руб.
«Средства ФНБ, направленные на финансирование инфраструктурных проектов, осваиваются не очень высокими темпами. По состоянию на 1 сентября 2015 г. использовано средств ФНБ в объёме 68% от перечисленных средств, в том числе на реализацию проекта по модернизации железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожной магистралей использовано 2,1% от объёма перечисленных средств», – заключила она.