Депутаты нижней палаты парламента приняли в первом чтении законопроект № 822082-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» в части наделения государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» функциями по проведению процедуры банкротства страховых организаций».
В результате банкротств страховых организаций, произошедших за последнее время (РОСТРА, Россия, Восхождение), требования абсолютного большинства конкурсных кредиторов, в том числе страхователей и выгодоприобретателей по добровольным видам страхования, остались неудовлетворенными, отмечают авторы законодательной инициативы. В связи с чем процедура конкурсного производства в страховой организации требует уточнения.
Привлечение Агентство по страхованию вкладов к участию в деле о банкротстве страховой организации в качестве конкурсного управляющего позволит более оперативно применять к должнику эффективные меры, направленные на предотвращение случаев неудовлетворения требований конкурсных кредиторов, в том числе страхователей, выгодоприобретателей и застрахованных лиц.
Законопроект предусматривает исполнение АСВ полномочий конкурсного управляющего при несостоятельности (банкротстве) страховых организаций через назначенного им из числа своих работников (служащих) представителя, действующего на основании доверенности (далее - представитель Агентства).
Также унифицирует механизм осуществления конкурсного производства в деле о банкротстве страховых организаций с учётом действующих норм законодательства Российской Федерации в части несостоятельности (банкротства) кредитных организаций и негосударственных пенсионных фондов и использовать положительный опыт участия АСВ в делах о банкротстве кредитных организаций.
Для достижения указанной цели документом определены:
-
особенности осуществления конкурсного производства в деле о банкротстве страховой организации, в том числе порядок взаимодействия конкурсного управляющего - представителя Агентства с Банком России;
-
особенности установления требований кредиторов в ходе конкурсного производства в деле о банкротстве страховой организации;
-
особенности ликвидации страховой организации;
-
особенности банкротства отсутствующей страховой организации.
Кроме того, положения законопроекта конкретизируют и уточняют дополнительные основания для применения мер по предупреждению банкротства страховых организаций и назначения временной администрации, в том числе с учётом изменений, внесенных в Закон Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и вступивших в силу с 21 января 2014 г.
Данный законопроект был одобрен правительственной комиссией в мае этого года и поступил на рассмотрение в нижнюю палату парламента в конце июня.
Стоит отметить, что Комитет ГД по вопросам собственности ко второму чтению предложил ужесточить положения законопроекта в части субсидиарной ответственности собственников и менеджмента страховых компаний за банкротство компаний и предусмотреть создание консолидированного фонда для погашения задолженности.