Верхняя палата парламента РФ одобрил Федеральный закон о внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации.
Документ разработан в целях совершенствования антимонопольного регулирования и развития конкуренции на основании правительственного плана мероприятий «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики» и является так называемым «четвёртым антимонопольным пакетом». «Добавляется много интересных новаций, в частности, Федеральной антимонопольной службой будет создан коллегиальный орган, в котором можно будет обжаловать решения территориальных антимонопольных органов», – прокомментировал одобренные изменения член Комитета СФ по экономической политике Николай Власенко.
Поправки вносятся в Федеральные законы «О защите конкуренции», «О естественных монополиях», Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты.
В частности, вводится норма, согласно которой действие Федерального закона «О защите конкуренции» не распространяется на отношения, урегулированные едиными правилами конкуренции на трансграничных рынках, контролируемых Евразийской экономической комиссией. Таким образом, в сфере антимонопольного регулирования разграничивается компетенция между ФАС России и Евразийской экономической комиссией.
Правительство РФ наделяется правом определять правила недискриминационного доступа к товарам не только для естественных монополий, как это делается сейчас, но и для компаний, которые естественными монополиями не являются, но доля которых на соответствующем товарном рынке составляет более семидесяти процентов (высококонцентрированные товарные рынки).
Федеральным законом предусмотрена необходимость получения предварительного согласия ФАС России на заключение некоторыми хозяйствующими субъектами соглашений о совместной деятельности. Проходить согласование потребуется предприятиям, суммарная стоимость активов которых превышает 7 млрд руб. по состоянию на последнюю отчётную дату, или суммарная выручка от реализации товаров которых за прошлый год составляет более 10 млрд руб. Эта норма позволяет юридически отделить соглашение о совместной деятельности от картелей и осуществить контроль экономической концентрации предприятий.
Федеральный закон «О защите конкуренции» дополняется главой «Недобросовестная конкуренция», в которой прописаны виды недобросовестной конкуренции с подробным изложением квалифицирующих признаков.
В перечень лиц, которым может быть направлено предостережение о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства, включены должностные лица федеральных и региональных органов власти, а также органов местного самоуправления, должностные лица организаций, которые участвуют в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственных внебюджетных фондов.
ФАС России, в сою очередь, наделяется полномочием по осуществлению контроля за предоставлением и использованием государственных и муниципальных преференций.
Помимо этого, вносятся изменения в КоАП РФ – повышается до 5 тыс. руб. сумма штрафа, налагаемого на должностных лиц органов власти в случае, если их действия приводят к ограничению конкуренции и свободы экономической деятельности. Если такие должностные лица были ранее подвергнуты административному наказанию за аналогичное правонарушение, то предусматривается их дисквалификация на срок до трёх лет. Устанавливается административная ответственность за нарушение процедуры торгов, продажи государственного или муниципального имущества, порядка заключения договоров по результатам их проведения. Наряду с этим, предусматривается смягчение административной ответственности для лиц, содействующих в расследовании антимонопольного нарушения.
Заключительное рассмотрение в Государственной думе закон прошёл 22 сентября текущего года.