Заявленное в начале года намерение компаний поднять зарплаты работникам полностью реализовать не удалось, показало исследование PwC «Обзор оплаты труда PayWell 2015».
В начале текущего года компании в России намеревались пересмотреть уровень заработных плат на 7%, чтобы компенсировать рост инфляции и девальвацию рубля. Но проведенный PwC анализ фактического изменения уровня гарантированного вознаграждения за 2014-2015 г/ показал, что средний процент повышения за год составил 5,4%, что на 2,2 процентных пункта ниже, чем показатель прошлого года, а в динамике за 2013-2015 гг. процент повышения заработных плат уменьшился более чем вдвое (11% в 2013 г/). Таким образом, говорится в исследовании, с учетом официального уровня инфляции (11,4%), реальный рост доходов в 2013-2014 году составил 1,1%, а в 2014-2015 г. это привело к падению уровня реального дохода на 6%.
По результатам деятельности за прошлый финансовый год 74% компаний выплатили годовой бонус, хотя в сравнении с показателями предыдущих лет средний размер фактически начисленного бонуса понизился — для руководителей высшего звена он составил 45% (76% за 2013 г.), для руководителей среднего звена — 30% (36% за 2013 г.). Для производственного и административно-поддерживающего персонала размер фактически начисленного бонуса немного увеличился и составил 21% (16% за 2013 г.).
За прошедший год общее вознаграждение повысилось в среднем на 6%. Наибольший прирост наблюдается среди групп должностей общего руководства (генеральные директора, первые заместители, директора филиалов), стратегии и развития бизнеса, инвестиционной деятельности и правового обеспечения. Однако увеличение темпов роста заработных плат одних функциональных групп неизбежно сказывается на замедлении показателей роста вознаграждения других. Так, административное хозяйство, связи с общественностью и безопасность показывают прирост в диапазоне от 1 до 4%, а в логистике и капитальном строительстве зафиксирована отрицательная динамика в 2015 г. (–2-2,5%).
Анализ политик и практик в области оплаты труда и дополнительных льгот показал экспертам PwC, что компании по-прежнему уделяют особое внимание таким видам льгот, как предоставление ДМС, страхования жизни и от несчастных случаев, не снижают расходы на обучение и развитие персонала, оплату мобильной связи, субсидии на занятия спортом. Также растет популярность нематериальной мотивации, например, проведение таких конкурсов, как «Лучший сотрудник месяца», победители которых приобретают известность в компании (отметили 84% участников против 68% в 2014 г.).