Следует понимать, что в отсутствие ответственной и достаточно консервативной бюджетной политики проект бюджета-2016 мог оказаться значительно хуже и стать источником серьёзных бюджетных и макроэкономических рисков. В целом внесённый в Госдуму проект федерального бюджета на 2016 год «представляется достаточно обоснованным с точки зрения общих параметров, однако не лишённым определённых недостатков в части отдельных мер как по доходам, так и по расходам».
Такое заключение дали эксперты Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС) и Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара (Институт Гайдара) на проект федерального закона о бюджете страны на следующий год.
В распространённой пресс-службой РАНХиГС краткой версии документа отмечается, что необходима адаптация бюджетной политики к новым макроэкономическим условиям, поскольку маловероятен в ближайшие годы возврат мировых цен на нефть «ближе к 100 долл. за баррель и выше». Иначе «Россия рискует оказаться в положении ряда стран ЕС, которые длительное время тратили из бюджета средств больше, чем могли себе позволить с точки зрения экономических реалий».
В этой связи эксперты посчитали «излишне оптимистичным» макроэкономический прогноз Минэкономразвития, «что несёт в себе определённые риски по снижению основных ненефтегазовых доходов по сравнению с планом на 2016 год (НДС, акцизы, налог на прибыль)».
Согласно экспертному прогнозу рост российской экономики в следующем году «не превысит десятых долей процента». По оценке аналитиков, в 2016 году сохранится отрицательная динамика таких макроэкономических показателей, как инвестиции в основной капитал, оборот розничной торговли, реальные располагаемые доходы населения. Продолжение инвестиционного спада в российской экономике эксперты связывают с неблагоприятным инвестиционным климатом, низкой предпринимательской уверенностью, высокими процентными ставками по кредитам реальному сектору экономики.