В среду, 16 декабря 2015 г., нижняя палата парламента приняла в первом чтении законопроект № 911054-6 «О внесении изменений в статью 102 части первой Налогового кодекса Российской Федерации» в части расширения состава сведений о налогоплательщике, не относящихся к налоговой тайне.
Документ предлагает налогоплательщику снять режим налоговой тайны со всех или с части имеющихся в распоряжении налогового органа сведений о нём как о налогоплательщике и сделать их общедоступными. Дополнения в статью 102 НК РФ с исключениями из режима налоговой тайны включают в себя: сведения о среднесписочной численности работников организации и совокупной сумме их доходов, сведения о сумме уплаченных налогов и сборов, а также сведения о доходах и расходах по данным бухгалтерской (финансовой) отчётности налогоплательщика.
Обеспечение открытости упомянутых сведений повысит прозрачность экономики, и предоставит хозяйствующим субъектам реальную возможность проверять добросовестность контрагентов.
Авторы законопроекта подчёркивают, что в последнее время к некоторой информации, являющейся налоговой тайной, одновременно может иметься и открытый доступ в соответствии с иными законодательными актами. В частности, сведения о бухгалтерской отчётности компаний представляются за плату информационной системой «Спарк», получающей указанные данные из Федеральной службы государственной статистики. В результате бухгалтерская отчётность организации, даже не подлежащая обязательному опубликованию, полученная органами государственной статистики формально имеет открытый доступ, и та же бухгалтерская отчётность, но уже полученная налоговыми органами, одновременно подпадает под строгий режим хранения и ограничения доступа к ней.
Помимо устранения образовавшейся юридической коллизии необходимость разработки предлагаемого законопроекта также связана с тем, что в России, как и в большинстве стран, наметилась тенденция к раскрытию органами государственной власти сведений об участниках гражданского оборота, что положительным образом влияет на прозрачность всей экономики страны. В частности, ФНС России уже провела большую работу по размещению в открытом доступе данных о недействительных паспортах граждан, зачастую использующихся для государственной регистрации фирм-однодневок, об адресах массовой регистрации юридических лиц и т.д.
Имеющиеся в налоговых органах данные о субъектах предпринимательской деятельности крайне востребованы всеми участниками гражданского оборота: как российскими гражданами и организациями, иностранными компаниями, так и органами государственной власти, органами местного самоуправления.
Предлагаемые изменения дадут возможность налогоплательщикам получать необходимую информацию об организациях-контрагентах и оценивать свои риски с целью дальнейшего заключения с ними гражданско-правовых и трудовых договоров.