Падение продаж в России легковых автомобилей в 2015 г. будет на1—2 п.п. меньше экспертных предсказаний, говорят данные аналитиков ГК «АвтоСпецЦентр».
Сокращение российского авторынка в ноябре продолжилось и составило 43% (до 131 100 машин). По первоначальному предположению экспертов его падение в 2015 г. прогнозировалось в пределах 36%, а объем продаж должен был снизиться до 1,6 млн машин, однако сегодня данные специалистов ГК «АвтоСпецЦентр» более оптимистичны — ожидается сокращение продаж автомобилей на 34% — до 1,7 млн единиц.
Улучшение прогноза обусловлено всплеском потребительского спроса в августе текущего года. Рост продаж был вызван новостями о предстоящем повышении цен многими автопроизводителями, поясняют эксперты ГК «АвтоСпецЦентр». Еще одним немаловажным фактором стало резкое падение курса рубля по отношению к иностранным валютам — на 20% в июле и августе. Выручка дилеров от продажи новых легковых автомобилей на российском рынке за 11 месяцев 2015 г. составила более 1,46 трлн руб. Это на 21% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Продолжающееся падение продаж корректирует рынок: заметно сокращается модельный ряд, а некоторые сегменты оказались вообще на грани исчезновения, например, класс минивэнов.
По данным экспертов ГК «АвтоСпецЦентр», в прошлом году в России потребители могли выбирать из 388 моделей 56 марок, а в этом году выбор снизился более чем на 20% — до 306 моделей. Мировые автопроизводители оптимизируют издержки, уводя с российского рынка те модели, продавать которые становится невыгодно, автодилеры отмечают, что спрос в России сужается до самых ходовых моделей. Согласно данным экспертов, почти половина продаж приходится всего на 15 модификаций, 13 из которых — бюджетные машины, такие как Hyundai Solaris — доля рынка 7,8%, Kia Rio — 7,6%, Lada Granta — 6,1%, Volkswagen Polo — 2,7%, Renault Logan — 2,5%, Duster — 2,3% и др.
Быстрорастущий сегмент SUV — кроссоверы и внедорожники — в кризис его доля выросла до рекордных 35,9%, что значительно больше, чем в прошлые годы. Например, в 2007 г. доля этого сегмента была втрое ниже — менее 10% от всех автопродаж в РФ, а по итогам десяти месяцев 2015 г. на российском рынке было продано 442 837 новых автомобилей в сегменте SUV, что на 37,7% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. В октябре продажи в этом классе снизились на 44,4% и составили 44 160 шт. Эксперты отмечают, что доля сегмента SUV от общего объема продаж на российском рынке за десять месяцев уменьшилась до 35,8% (–2,1 п.п. в годовом споставлении).
«С российского рынка исчезает сегмент минивэнов и компактвэнов MPV, — комментирует первый заместитель председателя правления ГК «АвтоСпецЦентр» Валерий Макаев. — Во всем мире спрос на эти семейные авто не только не сокращается, а наоборот растет. Для потребителя неприятным проявлением трансформации автомобильного рынка в кризис можно назвать и заметное сокращение модельного ряда автомобилей. Российский авторынок сейчас продолжает сужение до двух доминирующих сегментов: бюджетные авто В-класса и кроссоверы SUV. Три из четырех продающихся машин в РФ уже приходятся на эти два сегмента (более 75% всех продаж)».
Напомним, что по итогам января-сентября эксперты Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса прогнозировали падение в 2015 г. легкового авторынка в России на 37% до 1,57 млн автомобилей.