Россияне поставили рекорд повседневной экономии: доля потребителей, перешедших на дешевые товары, в IV квартале 2015 г. достигла 70%, пишут «Ведомости» со ссылкой на данные обзора «Потребительский индекс Иванова» «Сбербанк CIB». В III квартале доля таких покупателей составляла 69% опрошенных.
Потребители «по-прежнему пристально следят за специальными предложениями» ритейлеров, пишут аналитики банка: доля тех, кто старается чаще покупать продукты питания со скидкой, увеличилась до 59% в октябре – декабре против 50% двумя кварталами ранее.
Число респондентов, выбирающих исключительно товары со скидками, также растёт: теперь их 44%. Во II и III кварталах 2015 г. доля таких покупателей была 42%. В конце года 60% потребителей отказывались от дорогих, премиальных продуктов и деликатесов. Почти каждый четвертый (23%) в целом «сократил объёмы потребления еды».
Это заметили крупнейшие российские розничные сети. Из-за замедления роста выручки в последние месяцы 2015 г. продажи крупнейшего ритейлера в России «Магнита» не дотянули до прогнозов менеджмента. «Под Новый год люди меньше тратили, такое ощущение, что покупали только самое необходимое», – отметил изданию финансовый директор сети Хачатур Помбухчан. Выручка российских Metro Cash & Carry сократилась год к году в октябре – декабре 2015 г., сообщала ранее Metro.
Траты перераспределились, подтверждает директор по маркетингу сети супермаркетов «Я любимый» Анастасия Колупанская. За последние месяцы объёмы покупок в будние и выходные дни сравнялись, делится она наблюдениями. «Массовая закупка продуктов на две недели вперед теперь редкое явление, люди чаще покупают то, что им нужно сегодня или в ближайшие дни», – отметила она. Причина, по словам А. Колупанской, – покупателям психологически проще делать стабильные ежедневные покупки, чем разово заплатить за недельный запас еды.
В целом результаты исследования говорят о том, что Ивановы не ждут быстрого и беспроблемного улучшения ситуации и «воспринимают текущую ситуацию индифферентно», отмечают аналитики «Сбербанк CIB». Индекс потребительской уверенности по итогам последнего опроса не изменился по сравнению с III кварталом 2015 г. и остался на минимальной отметке –24%.
Единственные траты, которые потребители планируют наращивать и в 2016 г., – коммунальные услуги. Доля респондентов, заявивших об этом, составила почти 40%, тогда как траты на еду готов увеличить лишь 1% потребителей.
Стоит также отметить, что больше всего, по данным Центра по мониторингу технологической модернизации (НТР) и исследовательского холдинга «Ромир», россияне экономят на своём здоровье. «Делойт» в декабре 2015 г. констатировало сокращение трат на новогодние подарки.