Результаты выборочного обследования Росстатом потребительских ожиданий населения за IV квартал 2015 г. продолжили не радовать производителей потребительских товаров и розничную торговлю.
Индекс потребительской уверенности, отражающий совокупные потребительские ожидания населения, в IV квартале 2015 г. по сравнению с III кварталом снизился на 2 п.п и составил –26%.
Снижение индекса потребительской уверенности обусловлено отрицательной динамикой всех его компонентов. При этом наибольшее снижение отмечается в оценках населением произошедших изменений в личном материальном положения и благоприятности условий для крупных покупок.
Индекс ожидаемых изменений экономической ситуации в России на краткосрочную перспективу в IV квартале 2015 г. снизился на 2 п.п. и составил –15% против –13% в III квартале.
В течение следующих 12-ти месяцев положительных изменений в экономике страны ожидают 16% опрошенных (в III квартале 2015 г. — 17%). Доля негативных оценок увеличилась до 37% (в III квартале — 35%). Считают, что экономическая ситуация в России не изменится, 39% опрошенных (42% соответственно).
Индекс произошедших изменений в экономике России снизился на 1 п.п. и составил –39%.
Доля респондентов, положительно оценивающих произошедшие изменения в экономической ситуации, по сравнению с III кварталом 2015 г. сократилась на 2 п.п. до 6%. В то же время доля отрицательных оценок увеличилась до 67% (65% в III квартале).
Индекс ожидаемых изменений в личном материальном положении в IV квартале 2015 г. снизился на 2 п.п. и составил –15%.
Доля респондентов, ожидающих улучшения своего материального положения в течение следующих 12-ти месяцев, составила 9% (в III квартале — 8%). Доля отрицательных оценок увеличилась до 31% (27% соответственно).
Индекс произошедших изменений в личном материальном положении снизился на 3 п.п. до –25%.
Доля респондентов, положительно оценивающих изменения в своем материальном положении в течение года, снизилась до 7% (9% в III квартале). Доля отрицательных оценок увеличилась до 48% (46%).
Индекс благоприятности условий для крупных покупок опустился на 4 п.п. до –38%). Индекс благоприятности условий для сбережений опустился на 2 п.п. и составил –47%).
Индекс потребительской уверенности по возрастным группам в IV квартале 2015 г. по сравнению с III кварталом снизился по всем возрастным группам: у молодежи (в возрасте от 16 до 29 лет) — на 3 п.п., у лиц среднего возраста (от 30 до 49 лет) — на 4 п.п., у лиц старшего возраста (50 лет и более) — на 1 п.п..
Индекс ожидаемых изменений экономической ситуации в России в IV квартале по сравнению с III кварталом 2015 г. снизился у лиц среднего возраста с –11 до –18% и у лиц старшего возраста (50 лет с –16 до –17%, а у молодежи — повысился с –9 до –7%.
Как показывает таблица, ниже уровень потребительской уверенности, чем у россиян, только в Греции и Болгарии.
Индекс потребительской уверенности в России и странах ЕС1
|
Август |
Ноябрь |
|
Август |
Ноябрь |
---|---|---|---|---|---|
Россия |
-24,1 |
-26,4 |
|
|
|
Австрия |
-11,3 |
-16,3 |
Люксембург |
1,6 |
1,8 |
Бельгия |
-2,9 |
-4,4 |
Мальта |
-2,8 |
3,7 |
Болгария |
-29,3 |
-29,9 |
Нидерланды |
11,0 |
8,2 |
Великобритания |
2,8 |
1,0 |
Польша |
-14,3 |
-11,5 |
Венгрия |
-21,4 |
-17,9 |
Португалия |
-11,4 |
-14,4 |
Германия |
0,7 |
-4,5 |
Румыния |
-16,6 |
-17,8 |
Греция |
-64,8 |
-64,1 |
Словакия |
-14,8 |
-12,5 |
Дания |
16,7 |
14,4 |
Словения |
-4,2 |
-11,2 |
Ирландия |
11,4 |
18,0 |
Финляндия |
10,9 |
7,1 |
Испания |
-1,3 |
0,6 |
Франция |
-17,5 |
-11,9 |
Италия |
-9,2 |
-1,2 |
Хорватия |
-21,3 |
-16,7 |
Кипр |
-14,1 |
-8,4 |
Чехия |
0,5 |
2,9 |
Латвия |
-7,0 |
-8,9 |
Швеция |
10,7 |
3,6 |
Литва |
-8,0 |
-7,3 |
Эстония |
-7,4 |
-5,6 |
ИСТОЧНИК: Росстат |
1 По всем странам, кроме России, источник информации: электронная база данных Евростата.