Правительство РФ в рамках подготовки антикризисных мер обсуждает в том числе самую жёсткую модель реформирования системы сбора доходов – ликвидацию с 2017 г. страховых взносов и возвращение социального налога, администрируемого ФНС.
Кроме этого, по данным «Коммерсанта», возможно и увеличение нагрузки на высокие заработные платы (сверх порога в 800 тыс. руб. в год). Пока решения по этим вопросам нет – в социальном блоке правительства полагают, что подобная замена будет означать прекращение работы страховой модели в большей части социальной системы РФ.
В распоряжении издания есть рабочие материалы, с которыми работают правительственные структуры, с предложениями на эту тему – проект поручений правительства по части реализации указа президента от 15 января 2016 г. № 13 «О дополнительных мерах по укреплению платёжной дисциплины» по теме социальных взносов. Документ не авторизован, предположительно это разработка подведомственных структур Минфина. На уровне правительства вопросы пока не обсуждались. Возврат к соцналогу сейчас представляется ФНС маловероятным, поскольку «это уже пройденный этап» – сейчас в правительстве, по словам собеседника издания, обсуждается лишь то, в какой форме будет происходить синхронизация работы налоговой службы и ПФР. Материалы предполагают подготовку соответствующих проектов правовых актов до 1 марта 2016 г. – то есть если правительство будет обсуждать эту идею, это произойдёт в ближайшие две-три недели. Проект предполагает упразднение трёх страховых взносов с их превращением в социальный налог с 1 января 2017 г. Реестры плательщиков социальных взносов документ предполагает передавать в ФНС уже с 1 июля. Социальные фонды, согласно проекту, не ликвидируются, а в дальнейшем сотрудничают с ФНС.
Если это будет реализовано, речь пойдёт о действительно больших деньгах. Доходы Пенсионного фонда (без учёта трансферта, который он получает из федерального бюджета, то есть фактически — суммы страховых взносов) в 2016 г. запланированы на уровне 4,3 трлн руб. Поступления в ФОМС (также без трансфертов) — 1 трлн руб., в Фонд социального страхования — ещё 0,6 трлн. Итого ФНС в 2017 г. может получить контроль над потоком соцплатежей, в 2016-м составляющих 5,9 трлн руб., или 7,5% ВВП. Это около половины нынешнего размера доходной части федерального бюджета (13,7 трлн руб., или 17,5% ВВП). В случае замены страховых взносов соцналогом его поступления станут частью доходной части федерального бюджета, которая превысит 20 трлн руб. ПФР, подчёркивает издание, по сути будет заниматься лишь расходной частью пенсионного обеспечения: учётом пенсионных прав, начислением и выплатой пенсий.
Напомним, что единый социальный налог заменили на страховые взносы в 2010 г. Та замена прошла против воли обоих основных экономических министерств – Минфина и Минэкономики, которые считали проведение реформы в период кризиса (она готовилась в 2009 г.) неуместной.