В правовую базу нижней палаты парламента поступил депутатский законопроект № 978886-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О страховых пенсиях».
Депутаты предлагают рассчитывать величину индивидуального пенсионного коэффициента при перерасчёте размера страховой пенсии за период работы после назначения пенсии с установлением общепринятого максимального значения: не свыше 10 – для застрахованных лиц, у которых в соответствующем году не формируются пенсионные накопления, и не свыше 6,25 – для застрахованных лиц, у которых в соответствующем году пенсионные накопления формируются.
С 1 января 2015 г., отмечают авторы, вступил в силу Федеральный закон «О страховых пенсиях», в соответствии с которым кардинальным образом изменяется порядок формирования пенсионных прав граждан и начисления пенсий в системе обязательного пенсионного страхования, а также формула расчёта размера пенсий.
Пенсия состоит из трёх самостоятельных частей: страховой пенсии по старости, фиксированной выплаты к страховой пенсии и накопительной пенсии.
Страховая пенсия рассчитывается как произведение двух величин – индивидуального пенсионного коэффициента и стоимости одного пенсионного коэффициента.
Для расчёта индивидуального пенсионного коэффициента используется сложная формула, состоящая из двух частей – индивидуального пенсионного коэффициента за период до 1 января 2015 г. и индивидуального пенсионного коэффициента за период после 1 января 2015 г.
При выходе на пенсию после 1 января 2015 г. величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется за каждый календарный год с учётом пенсионных взносов в Пенсионный фонд РФ. При этом вводится ограничение на максимальную величину индивидуального пенсионного коэффициента: не свыше 10 – для застрахованных лиц, у которых в соответствующем году не формируются пенсионные накопления, и не свыше 6,25 – для застрахованных лиц, у которых в соответствующем году пенсионные накопления формируются. Коэффициенты ежегодно увеличиваются, достигая указанных величин к 2021 г. (в 2015 г. их величина установлена 7,39 и 4,62).
Для работающих пенсионеров, которые не отказались от получения пенсии, предусмотрены свои ограничения на максимальную величину индивидуального пенсионного коэффициента: в размере соответственно 3,0 и 1,875. Также в данном случае не предполагается постепенное ежегодное увеличение коэффициентов, как это предусмотрено для неработающих пенсионеров.
Данная ограничительная норма, по мнению законодателей, является несправедливой и дискриминационной по отношению к гражданам пенсионного возраста, совмещающих работу и получение заслуженной пенсии. Особенно в совокупности с отменой в 2016 г. для этой категории граждан индексации пенсий. Работодатели уплачивают за них страховые взносы в Пенсионный фонд в полном объёме, исходя из фактической заработной платы. Однако при перерасчёте страховой пенсии учитываются страховые взносы только от части заработной платы, которая в два с половиной раза ниже заработной платы, соответствующей предельной величине базы для начисления страховых взносов. Поэтому при дополнительном необоснованном ограничении на размер индивидуального пенсионного коэффициента прибавка к пенсии работающим пенсионерам также будет до двух с половиной раз ниже. Учитывая то, что для работающих пенсионеров максимальная величина индивидуального коэффициента не подлежит ежегодному увеличению и сохраняется на уровне 3,0 до 2021 года и далее, указанный разрыв возрастет более чем до трёх раз.
Принятие законопроекта потребует 28,2 млрд руб. за 2015 г. и 22,9 млрд руб. в 2016 г. допрасходов из федерального бюджета.