Депутаты Государственной думы РФ во вторник, 26 января 2016 г., приняли законопроект № 954119-6 «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и Протокола к нему, а также Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы».
На сегодняшний день между Россией и Китаем действует аналогичное Соглашение об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы от 27 мая 1994 г.
Однако, дальнейшее развитие двусторонних экономических связей потребовало ряда коррективов и заключения нового соглашения. При проведении переговоров по проекту нового соглашения российская сторона основывалась на Типовом соглашении между РФ и иностранными государствами об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и имущество, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2010 г. № 84.
Основной целью заключения Протокола является освобождение от налогообложения у источника выплаты в одном Договаривающемся государстве процентов, выплачиваемых по кредитам и займам, предоставленных банками другого Договаривающегося государства. В условиях санкций, введенных в отношении РФ Европейским Союзом, США и другими государствами, данная мера позволит российским заёмщикам снизить затраты по привлечению и обслуживанию кредитов китайских банков.
Соглашение и Протокол распространятся на налоги, взимаемые с общей суммы дохода или отдельных элементов дохода лиц, имеющих местожительство, постоянное местопребывание, место управления, место регистрации в РФ или в КНР, включая налоги на доходы от отчуждения движимого или недвижимого имущества и налоги на общую сумму заработной платы, выплачиваемой предприятиями.
Налогообложение прибыли от предпринимательской деятельности
Соглашение и Протокол предусматривают, что налогообложение доходов (прибыли) от предпринимательской деятельности лица одного Договаривающегося государства производится в другом Договаривающемся государстве, если такое лицо осуществляет деятельность в этом другом государстве через расположенное в нём постоянное представительство. При этом в отношении деятельности на строительном или монтажном объекте установлено, что такая деятельность приводит к образованию постоянного представительства, если указанные объекты существуют более 18 месяцев, а в отношении оказания услуг - если такие услуги оказываются в течение 183 дней в любом 12-месячном периоде.
Налогообложение доходов от имущества
Доходы от недвижимого имущества могут облагаться налогами в том государстве, где такое имущество фактически находится.
Прибыль, полученная предприятием Договаривающегося государства от эксплуатации морских или воздушных судов в международных перевозках, подлежит налогообложению только в этом государстве.
Дивиденды, выплачиваемые компанией, являющейся резидентом одного государства, резиденту другого государства, могут облагаться налогом в этом другом государстве.
Налогообложение процентов
Налогообложение процентов будет осуществляться в соответствии с Протоколом от 30 августа 2014 г. № Пр-2088, согласно положениям которого исключительное право на налогообложение процентов предоставлено государству, резидентом которого является получатель процентов.
Налогообложение доходов от авторских прав и лицензий
Доходы от авторских прав и лицензий, возникающие в одном государстве и выплачиваемые резиденту другого государства, могут облагаться налогом в этом другом государстве.
Налогообложение доходов физических лиц
Соглашение предусматривает режим налогообложения доходов физических лиц, аналогичный принятому в международной практике. Физическое лицо уплачивает налоги со всех своих доходов в той стране, в которой оно находится свыше 183 дней в течение 12-месячного периода.
Ограничение льгот
Соглашение содержит положения, позволяющие отказать резиденту Договаривающегося государства в предоставлении льгот по снижению или освобождению от уплаты налогов, если главной целью или одной из главных целей такого резидента или лица, связанного с ним, было получение упомянутых льгот.
Обмен информацией
Соглашение регулирует вопросы обмена информацией между компетентными органами Договаривающихся государств и содержит ряд положений, которые позволят РФ повысить эффективность обмена налоговой информацией между налоговыми органами России и КНР по налогам любого вида и рода, включая косвенные.
Соглашение регулирует процедуру рассмотрения обращений и заявлений налогоплательщиков и разрешения споров в случае, когда действия одного или обоих Договаривающихся государств приводят или приведут к его налогообложению не в соответствии с положениями заключенного соглашения.
О том, что Россия и Китай собираются подписать соглашение о налогообложении стало известно почти два года назад в феврале 2014 г. Тогда премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал соответствующее распоряжение.
Одобренное Соглашение должно вступить в силу 1 января 2017 г.