Государственная дума РФ во вторник, 26 января 2016 г., приняла во втором чтении законопроект № 941995-6 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации».
Документ, подготовленный в соответствии с поручением президента РФ по реализации послания Федеральному Собранию РФ от 27 декабря 2013 г., устанавливает запрет на предоставление государственной (муниципальной) поддержки в форме субсидий и бюджетных инвестиций из бюджетов бюджетной системы РФ, а также в форме государственных (муниципальных) гарантий иностранным юридическим лицам, включая офшорные компании.
При этом запрет на предоставление государственных или муниципальных гарантий устанавливается не только в отношении юридических лиц, являющихся принципалами, но также в отношении лиц, являющихся бенефициарами по таким гарантиям, учитывая, что указанные юридические лица, как и принципалы, фактически являются выгодоприобретателями в результате применения данной формы государственной (муниципальной) поддержки.
В качестве исключения из устанавливаемого законопроектом запрета на предоставление государственных гарантий РФ юридическим лицам, находящимся в офшорных юрисдикциях, сохранено право предоставления государственных гарантий РФ в целях оказания поддержки экспорта промышленной продукции (товаров, работ, услуг).
Кроме того, законопроектом предусматривается нераспространение устанавливаемых ограничений на случаи предоставления государственных или муниципальных гарантий в обеспечение исполнения обязательств, по которым невозможно установить бенефициара в момент предоставления гарантии или бенефициарами является неопределенный круг лиц. Основания для предоставления указанных государственных или муниципальных гарантий предусмотрены статьей 1151 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) (держателями такой гарантии является принципал).
В отношении государственных (муниципальных) гарантий, предоставленных в обеспечение исполнения обязательств и (или) в пользу офшорных компаний, законопроектом устанавливается, что исполнение по таким гарантиям гарантом не осуществляется.
Также законопроект вносит изменения в статьи 78, 781 и 80 Кодекса, в соответствии с которыми обязательным условием, включаемым в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), а также бюджетных инвестиций (далее – целевые средства), является запрет конвертации указанных средств в иностранную валюту, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством РФ при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий, источником финансового обеспечения которых являются целевые средства, также иных операций, связанных с достижением целей предоставления указанных средств, установленных нормативными правовыми актами, регулирующими порядок предоставления целевых средств.
Помимо этого документ вносит изменения в статьи 781 и 782 Кодекса в отношении договоров, заключённых бюджетными и автономными учреждениями, унитарными предприятиями, подлежащих оплате в плановом периоде за счёт предоставленных из бюджета субсидий, учитывая, что в результате признания утратившими силу положений закона (решения) о бюджете в части, относящейся к плановому периоду, получателям бюджетных средств не могут быть доведены лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидий в плановом периоде.
В рамках второго чтения к документу принято 8 поправок.