Анализ практики применения в 2015 г. положений, связанных с налогообложением контролируемых иностранных компаний, выявил неясности и коллизии принятых в начале года норм.
В результате анализа члены Государственной думы РФ подготовили законопроект № 953192-6 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)», позволяющий устранить недоработки, а также минимизировать налоговые препятствия для тех форм предпринимательской и непредпринимательской деятельности, целью которых не является уклонение от российских налогов.
Сегодня, 27 января 2016 г., нижняя палата парламента приняла документ во втором чтении.
Основные предложения по внесению изменений в законодательство о налогах и сборах в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний следующие:
1. Уточнение порядка расчёта прибыли контролируемой иностранной компании в целях Кодекса.
2. Недопущение повторного налогообложения дивидендов, полученных из прибыли контролируемой иностранной компании, которая уже подлежала налогообложению в рамках режима о контролируемых иностранных компаниях.
3. Увеличение возможного срока ликвидации контролируемой иностранной компании, если решение о ликвидации принято до 1 января 2017 га.
4. Уточнение процедуры признания налогоплательщика контролирующим лицом в ситуациях, когда налогоплательщик владеет долей более 10% и при этом доля всех налоговых резидентов Российской Федерации в иностранной организации превышает 50%, если налогоплательщик самостоятельно не направил уведомление о контролируемой иностранной компании.
5. Уточнение порядка определения доли участия одной организации в другой организации или физического лица в организации.
6. Уточнение порядка применения договоров об избежании двойного налогообложения. Расширяется и уточняется определение лица, имеющего фактическое право на доходы. Предлагается распространить положения статьи не только на иностранные организации, но и на иностранные структуры без образования юридического лица (трасты и т.д.).
7. Уточнение обязанностей налогоплательщиков.
8. Уточнение признания лиц контролирующими лицами. Устанавливается, что не признается контролирующим лицо, которое участвует в контролируемой иностранной компании через участие в российских публичных компаниях. В силу прозрачности отчетности и деятельности публичных компаний полное раскрытие информации, а также полная уплата налога на прибыль контролируемой иностранной компании будет происходить уже на уровне публичной компании и дальнейшее признание контролирующими лицами вышестоящих лиц не является целесообразным.
9. Уточнение порядка расчета доли доходов для целей определения активной деятельности.
10. Уточнение порядка учета прибыли контролируемой иностранной компании для целей налогообложения.
11. Уточнение порядка определения даты фактического получения налогоплательщиком дохода в виде сумм прибыли контролируемой иностранной компании в случае, если у контролируемой иностранной компании отсутствует обязанность составлять финансовую отчетность.
12. Уточнение порядка применения ставки 0% по доходам в виде дивидендов, полученным иностранными организациями, самостоятельно признавшими себя налоговыми резидентами Российской Федерации: применение такой ставки возможно при наличии в обособленном подразделении на территории Российской Федерации документов, служащих основанием для исчисления и уплаты соответствующих налогов.
13. Уточнение правил освобождения от налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний, являющихся эмитентом обращающихся облигаций, в связи с размещением которых возникли долговые обязательства как российских, так и иностранных организаций перед этими иностранными компаниями.
14. Уточнение требований к подтверждению того, что иностранная организация имеет постоянное местонахождение в государстве, с которым у Российской Федерации имеется международный договор по вопросам налогообложения.
15. Уточнение правил налогообложения доходов контролирующих и иных лиц по отношению к иностранным структурам без образования юридического лица в связи с передачей прав бенефециара между близкими родственниками.
16. Внесение отдельных изменений, которые устраняют неточности, выявленные в ходе первых месяцев действия новых правил налогообложения прибыли контролируемой иностранной компании, и призваны нейтрализовать некоторые имеющиеся возможности для избежания российских правил налогообложения:
-
уточнение процедуры самостоятельного признания резидентства и взаимосвязанных с таким признанием норм;
-
уточнение технических противоречий статьи 232 Кодекса в части устранения двойного налогообложения с положениями статьи 309-1 Кодекса;
-
уточнение отдельных положений, касающихся применения положений международных договоров об избежании двойного налогообложения в отношении лиц, имеющих фактическое право на доход, полученный в виде дивидендов от российской организации (статья 312 Кодекса);
-
уточнение положений статей 23 и 386 Кодекса о том, что обязанность по представлению иностранной организацией сведении о своих участниках возникает, если она владеет именно недвижимым имуществом на праве собственности;
-
уточнение переходных положения в части пороговых значений прибыли контролируемой иностранной компании: прибыль контролируемой иностранной компании должна составлять более указанной пороговой суммы. В текущей редакции слово «более» отсутствует, что может быть истолковано таким образом, что сумма прибыли контролируемой иностранной компании должна быть равна пороговому значению.
По результатам второго чтения к документу было принято 8 поправок.