В Комитет Государственной думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству и Комитет по бюджету и налогам поступил депутатский законопроект № 1007443-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и иные законодательные акты Российской Федерации».
Документ разработан в целях вовлечения в оборот неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения, а также совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их ненадлежащем использовании или неиспользовании по назначению.
Законопроектом предусматривается сокращение с пяти до двух лет срока, по истечении которого земельный участок может быть изъят у собственника в случае его неиспользования для сельскохозяйственного производства. Срок сокращается за счёт включения срока, необходимого на освоение земельного участка, в общий срок неиспользования такого участка.
Также проектом устанавливается обязанность собственника земельного участка, в отношении которого в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения, указывающие на ненадлежащее использование или неиспользование такого земельного участка для ведения деятельности, связанной с сельскохозяйственным производством, в течение трёх и более лет подряд, приступить к использованию такого земельного участка в течение года с момента возникновения права собственности на такой участок. За неисполнение данной обязанности собственник земельного участка может быть привлечён к административной ответственности в порядке, установленном действующим законодательством.
Проект устанавливает ряд положений, направленных на совершенствование порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их ненадлежащем использовании или неиспользовании, в том числе установление обязанности уполномоченных органов власти субъектов Федерации в месячный срок со дня поступления материалов о неустранении правонарушений, связанных с ненадлежащим использованием или неиспользованием земельного участка, обратиться в суд с требованием об изъятии земельного участка и о его продаже с публичных торгов, снижение начальной цены непригодного для сельскохозяйственной деятельности участка на величину расходов, связанных с необходимостью проведения культуртехнических работ, установление особенностей государственной регистрации прав на земельный участок из земель сельхозназначения при его изъятии в связи с ненадлежащим использованием или неиспользованием. Кроме того, на уполномоченные органы власти субъектов Федерации возлагается обязанность обеспечить проведение кадастровых работ и установление вида разрешенного использования земельного участка, а также провести публичные торги по продаже изъятого земельного участка в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда о его изъятии.
Законопроектом устанавливается, что в случае признания публичных торгов несостоявшимися, земельный участок может быть выставлен на продажу повторно, при этом его начальная цена снижается на 20%. В случае признания несостоявшимися повторных торгов, участок может быть приобретён в муниципальную собственность по цене, равной 50% от начальной цены участка, заявленной на повторных публичных торгах. Если муниципальные органы власти не воспользуются этом правом, обязанность приобрести участок по указанной цене возлагается на субъект Федерации.
Законопроект вносит в статью 447 Гражданского кодекса РФ изменения, дополняя изложенный в ней перечень лиц, которые могут являться организаторами торгов, органами исполнительной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления.
Также проектом предусматривается внесение изменений в закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», согласно которым проверка соблюдения требований земельного законодательства по вопросу надлежащего использования земельных участков из земель сельхозназначения может осуществляться в отсутствие собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов при условии их надлежащего уведомления о проведении проверки.
В случае принятия закона его реализация потребует принятия приказа Минсельхоза России об утверждении порядка определения стоимости культуртехнических работ, необходимых для приведения земельного участка в состояние, пригодное для производства сельскохозяйственной продукции.
Об изъятии неиспользуемых сельхозземель в России вновь заговорили после ежегодного Послания президента Федеральному Собранию (3 февраля 2016 г.). По данным Минсельхоза, закон об изъятии сельхозземель заработает с 1 июля 2016 г., максимум с 1 января 2017 г.