Я хотел говорить о лекарствах и ценах на них, и прежде всего о лекарствах дешёвых. Здесь у нас как в анекдоте – есть две новости одна хорошая, другая плохая.
Что касается хорошей новости: с 1 марта правительство России утвердило новый перечень жизненно важных лекарственных препаратов. Причём в сторону его расширения, в него добавлено почти полсотни наименований, которых, теперь стало уже 646. Цены на эти лекарства регулирует государство, они зафиксированы в специальном реестре, производители не могут продавать эти лекарства дороже. Причём это относится как к отечественным, так и к иностранным медикаментам.
Теперь о новости плохой. У наших правительственных ведомств отпала охота бороться с вполне понятными попытками производителей лекарств поднять на них цены. Так, Федеральная антимонопольная служба не так давно проинформировала СМИ о готовности поднять цены на дешёвые лекарства стоимостью до 50 рублей на 10%.
Сразу хочу сказать, что фармацевтические предприятия и их лобби на это ответили следующим образом: «Нам такое повышение как мёртвому припарка. То есть оно нас не удовлетворяет и это нам не поможет». При этом не просто фармацевтические отечественные копании это говорят, на сегодня они уже прекратили выпуск 197 наименований дешёвых лекарств, ещё 160 препаратов прекратят выпускать в самое ближайшее время. Ряд из этих препаратов не имеют своих аналогов с фиксированной ценой, а продажная цена таких препаратов, на которые не установлена фиксированная цена, на сотни процентов выше. Как утверждается фармпроизводителями, их не устраивает низкая рентабельность или даже убыточность производства этих лекарственных препаратов.
Вот такая ситуация. Языком шантажа ведут разговор отечественные формпроизводители с нынешним правительством России, с парламентом, с российским народом. И ведут этот разговор достаточно успешно, знают что делают. Основанием тому, могу полагать, сейчас публично обсуждаемая в правительстве идея вообще перестать регулировать цены на дешёвые лекарства отдать их на волю рыночной стихии. Это о чём говорит? Несмотря на то, что рост на лекарственные препараты, цены на которые не регулируются государством, составил в прошлом году даже по официальным данным свыше 30% (в целом за 2015 г. инфляция составила 12,9%).
Напомню в какое время, в какой ситуации мы живём. Выдержки из самого последнего опроса общественного мнения, проведённого исследовательским холдингом РОМИР. Уже 39% респондентов, стремясь преодолеть нынешние экономические трудности, стараются перераспределять семейный бюджет в пользу еды и товаров первой необходимости. Ещё в прошлом году таких было не более 17%. Количество бедных людей растёт, на последней правительством часе в ГД министр Топилин (министр труда и социальной защиты Максим Топилин – прим. ред.) приводит данные: как минимум увеличилось количество бедных людей на 3 млн человек. И в этих условиях полагаю цены на жизненно важные лекарства должны быть как минимум заморожены. А вообще-то правильным было бы их снизить потому, что дешёвые лекарства – это товары не первой, а первейшей необходимости, и фактически это стратегический продукт.
Цены на дешёвые лекарства должны быть в нашей стране максимально низкими и должны держаться пока в стране не пойдёт экономический рост и рост доходов населения.
Как это сделать? Набор известен это и дотирование производителей, и многие другие вещи.
Выступление с пленарного заседания ГД от 15 марта 2016 г.