Депутаты Государственной Думы РФ от фракции КПРФ предложили очередную модернизацию системы сборов на капитальный ремонт многоквартирных домов. Законопроект № 1021666-6 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» с соответствующей инициативой поступил в нижнюю палату парламента.
Законодатели хотят ввести систему софинансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах за счёт средств государственной и (или) муниципальной поддержки. При этом доля софинансирования собственников помещений не должна превышать 15% от общей суммы расходов на ремонт их дома. Остальные средства предоставляют соответствующие бюджеты или специализированные государственные институты развития. Авторы законопроекта исходят из того, что полноценный капитальный ремонт многоквартирных домов без государственного софинансирования невозможен. Попытки провести его только за счёт средств граждан обернутся деградацией жилого фонда, и в дальнейшем придётся вкладывать гораздо больше средств, чем требуется сейчас.
Напротив, финансирование государством капитального ремонта многоквартирных домов окажет благотворное влияние на развитие строительной отрасли экономики, создаст «мультипликативный эффект» для других, связанных с ней отраслей.
Вместо нынешней бессрочной системы взимания и накопления взносов на капитальный ремонт, предлагается установить период их уплаты, не превышающий 5 лет, и привязать его к конкретным срокам ремонта в конкретном доме. Данные сроки, по мнению авторов, должны устанавливаться региональной программой капитального ремонта.
В рамках реализации плана ремонта в своём доме граждан вступают в обязательственные отношения с государством и (или) муниципалитетом (в зависимости от схемы софинансирования). В свою очередь и государство обязуется перед гражданами провести в их доме ремонт в точно установленные сроки и надлежащим образом, собрав с собственников взносы только в пределах их максимальной доли (не более 15%). Все эти обязательства фиксирует договор о капитальном ремонте, который вводится законопроектом. Расторгнуть который по инициативе одной из сторон не удастся; если он прекращается по вине государства (из-за непроведения или чрезмерного затягивания ремонта), гражданам возвращаются все уплаченные ими взносы с учётом начисленных процентов.
При этом собственники помещений платят за капитальный ремонт только своего дома, четко зная сроки проведения ремонта, состав и стоимость проводимых работ, подрядчиков и исполнителей; осуществляя постоянный общественный контроль, а также нанимая независимых аудиторов.
Если сроки проведения ремонта, установленные региональной программой капитального ремонта, затягиваются более чем на 3 года относительно изначально установленной даты, собранные взносы возвращаются их плательщикам с учётом начисленных процентов. Если менее чем на три года, собранные за 5 лет взносы сохраняются до проведения ремонта, при этом новые взносы не уплачиваются. Законопроект предоставляет собственникам полномочия согласовывать перечни проводимых работ (услуг), их стоимость и другие существенные условия проведения ремонта. В случае отказа государства от софинансирования своей доли расходов на ремонт, собственники вправе взыскать эти средства в судебном порядке, либо отказаться от уплаты взносов и потребовать их возврата.
Законопроектом предусматривается независимый аудит расходования средств фондов капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
По данным Фонда ЖКХ, за капремонт не платят 23,7% жителей РФ.
Взнос на капитальный ремонт, появившиеся в качестве пилотного проекта в России в 2014 г., до сих пор вызывают недовольство у населения. В конце февраля 2016 г. Генеральная прокуратура сочла его частично неконституционными.