Депутаты Государственной Думы предлагают продлить льготный период налогообложения услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении. Соответствующий законопроект № 1025699-6 размещён в правовой базе нижней палаты парламента.
«Пассажиры пригородных электричек, вероятно, ещё хорошо помнят ситуацию, когда в регионах перевозчики в массовом порядке стали сокращать количество пригородных рейсов, объясняя это низкой окупаемостью пригородного железнодорожного транспорта. Тогда Президенту страны буквально в ручном режиме пришлось решать проблему. Принятые меры помогли создать более благоприятные условия для перевозчиков, в том числе была установлена нулевая ставка налога на добавленную стоимость в отношении услуг по перевозке пассажиров, которая действует до конца 2016 года», – напомнила один из авторов инициативы, Председатель Комитета ГД по труду, социальной политике и делам ветеранов Ольга Баталина.
По её словам, «принятие законопроекта, прежде всего, позволит выполнить обязательства перед людьми и предотвратить возникновение подобных ситуаций, когда люди по причине отмены электричек, не могли добраться ни на работу, ни домой».
В соответствии с Федеральным законом от 06.04.2015 № 83-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о приостановлении действия абзаца третьего подпункта 7 пункта 2 статьи 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении» с 1 января 2017 г. прекращено действие нулевой ставки налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в отношении услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, установление которой было обусловлено необходимостью стабилизации ситуации с пригородными электричками.
Прекращение действия нулевой ставки НДС в отношении рассматриваемого вида пассажирских перевозок может серьёзно отразиться на финансовом положении пригородных железнодорожных компаний вследствие увеличения их расходов (убытков), что может повлечь дестабилизацию ситуации с пригородным железнодорожным сообщением, либо привести к значительному увеличению тарифов на пригородные пассажирские железнодорожные перевозки, отмечено в пояснительной записке законопроекта.
В условиях отсутствия другой, более эффективной модели, обеспечивающей сохранение достигнутой стабильной ситуации в отношении данного вида пассажирского сообщения, депутаты предлагают действие нулевой ставки НДС в отношении услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении продлить на год (до 31 декабря 2017 г).
Вопрос обнуления НДС на ж/д перевозки пассажиров занимает и правительство России. В конце февраля 2016 г. премьер-министр Дмитрий Медведев поручил Минтрансу, Минпромторгу и Минэкономразвития представить финансово-экономическое обоснование установления нулевой процентной ставки налога на добавленную стоимость на услугу по перевозкам пассажиров и багажа железнодорожным транспортом общего пользования в дальнем следовании.