Конституционный Суд РФ во вторник, 12 апреля 2016 г., признал законность взимания с граждан России взносов на капитальный ремонт многоквартирного дома. Соответствующий запрос в КС ранее внесли депутаты Государственной Думы.
Парламентарии в своём запросе сочли взносы на капремонт дополнительным и неправомерно установленным налогом. По их мнению, первоначальный капитальный ремонт домов с приватизированным жильём должно производить государство. Они обратили внимание на то, что муниципалитету предоставлено право выбрать способ финансирования ремонта без согласия жильцов (если они не приняли такого решения в срок). На их взгляд, такая возможность нарушает права собственников. Интересам последних, по мнению заявителей, не отвечает и норма об «общем котле», поскольку позволяет оператору произвольно распоряжаться перечисленными средствами. В связи с чем заявители требуют признать данные нормы не соответствующими статьям Конституции РФ.
В свою очередь КС считает, что из права собственности на жилые помещения вытекает обязанность заботиться об общем имуществе и сохранности многоквартирного дома. А взносы на капитальный ремонт не могут считаться налогом, так как собранные средства должны расходоваться исключительно целевым образом.
В тоже время, введение взносов не отменяет обязательств государства перед жителями домов, требовавших капитального ремонта на момент приватизации жилья, отмечает КС. Подобные здания должны в первоочередном порядке включаться в соответствующую региональную программу, для этих целей из бюджетов всех уровней может оказываться дополнительная финансовая поддержка. Вместе с тем законодателю надлежит конкретизировать порядок исполнения данного обязательства государства.
Право муниципалитета самостоятельно определить способ финансирования капитального ремонта, если сами жильцы уклонились от выбора, не противоречит Конституции. В то же время, местные власти обязаны надлежащим образом проинформировать граждан о механизме финансирования капремонта. Если суд установит несоблюдение этого требования, то жильцы вправе досрочно изменить порядок внесения средств в пользу специального счёта (только на ремонт своего дома).
Система «общего котла» сама по себе также не противоречит Конституции, поскольку позволяет быстро аккумулировать средства для неотложного проведения работ в аварийных зданиях. Исходя из этого, очередность проведения капитального ремонта должна определяться на основе объективного состояние домов и может быть оспорена жильцами в судебном порядке. Прекращение деятельности конкретного регионального оператора не освобождает власти от обязательств перед гражданами. Законодатель должен установить механизм, обеспечивающий непрерывность их исполнения. Кроме того, должна быть гарантирована прозрачность реализации региональных программ капитального ремонта.
Напомним, что поправки в Жилищный кодекс, обязавшие всех собственников помещений в многоквартирных домах ежемесячно вносить взносы на капитальный ремонт, были приняты в 2012 г. Размер платы привязан к площади квартиры.
Ранее Генпрокуратура признавала взносы на капремонт частично неконституционными.