Счётная палата РФ рассмотрела результаты размещения средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния за 2015 г. и осталась недовольна.
Так, объём средств Резервного фонда за прошлый год уменьшился на 26,4% (с учётом расходов на финансирование дефицита федерального бюджета в объеме 2622,9 млрд руб., зачисления дополнительных нефтегазовых доходов в объёме 402,2 млрд руб. и положительной курсовой разницы – 915,7 млрд руб.) и сложился практически на уровне 2008 г., составив на 1 января 2016 года 3640,5 млрд руб.
Его средства были использованы на замещение не поступающих в ходе исполнения федерального бюджета в 2015 г. доходов. Фактическое использование средств Резервного фонда составило 2622,9 млрд руб., или на 451,3 млрд руб. (14,7%) меньше, чем предусмотрено в Федеральном законе «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», что свидетельствует о недостаточной обоснованности планирования использования средств Резервного фонда.
Совокупная величина Фонда национального благосостояния (ФНБ) за счёт роста курсовой разницы за последние два года выросла с 2901,3 млрд руб. в 2013 г. до 5227,2 млрд руб. в 2015 г., или в 1,8 раза.
Совокупная доходность размещения средств Резервного фонда и ФНБ на счетах в иностранной валюте в Банке России составила за прошлый год 0,41% годовых и снизилась по сравнению с доходностью за 2014 г. на 38,8%, в том числе в долларах США – 0,41%, на счетах в евро – 0,30%, на счетах в фунтах стерлингов – 0,92%.
Наблюдается тенденция снижения показателя доходности от размещения средств Резервного фонда и ФНБ на счетах в Банке России в корзине разрешенных иностранных валют с момента их создания: 2013 г. – 1,91%, 2014 г. – 1,75%, 2015 г. – 1,59%.
Доходность размещения средств ФНБ на рублёвых депозитах во Внешэкономбанке в 2015 г. составляет 6,48% годовых. Эти условия по размещению средств ФНБ нельзя признать эффективными в текущей экономической ситуации и при инфляции, сложившейся по результатам 2015 г. на уровне 12,9%.
Общая сумма дохода от средств ФНБ, размещённых в активы, связанные с реализацией самоокупаемых инфраструктурных проектов, а также депозиты, субординированные депозиты и привилегированные акции кредитных организаций, в 2015 г. составила 17,02 млрд руб., или 2,1% общего объёма размещённых средств ФНБ (824,58 млрд руб.).
Таким образом, доходность размещения средств ФНБ в указанные активы остается на низком уровне.
В Перечень самоокупаемых инфраструктурных проектов, в финансовые активы которых размещаются средства ФНБ или пенсионных накоплений, включены 12 инвестиционных проектов с общим предельным объёмом средств ФНБ, инвестируемых на возвратной основе, – 972,5 млрд руб. По состоянию на 1 января 2016 г. инвестировано в финансовые активы юридических лиц, на депозиты и субординированные депозиты в целях финансирования инфраструктурных проектов на общую сумму 545,7 млрд руб. или 56,1% от предельного объёма средств ФНБ. На финансирование инвестиционных проектов было направлено 463,2 млрд руб. средств ФНБ. Привлечение средств ФНБ на депозиты банков и часть субординированных депозитов банков, размещённая на депозитах в Банке России, составило 82,5 млрд руб.
Средства ФНБ, направленные для финансирования инвестиционных проектов, осваиваются низкими темпами, подчёркивает СП. По состоянию на 1 января 2016 г. использовано 294,8 млрд руб., или 63,6% перечисленных средств на реализацию проектов (463,2 млрд руб.) .
«Размещение средств Фонда национального благосостояния в активы, связанные с реализацией самоокупаемых инфраструктурных проектов, должно было стать стимулом экономического роста. К сожалению, по некоторым проектам наблюдаются признаки неэффективного использование государственных инвестиций», – подчеркнула Председатель Счётной палаты Татьяна Голикова.
СП приняла решение направить информационное письмо в Правительство РФ, в котором содержатся предложения по повышению эффективности размещения средств ФНБ, усилению контроля за реализацией проектов и совершенствованию нормативной правовой базы, регулирующей вопросы инвестирования средств ФНБ в самоокупаемые инвестиционные проекты.
Помимо низкой эффективности размещения средств ФНБ Счётная палата ранее выявляла недостаточный темп осваивания средств на инфраструктурные проекты.