Министерство экономического развития России опубликовало доработанный проект сценарных условий и основных параметров прогноза социально-экономического развития РФ на 2016-2019 гг. Документ опубликован на официальном сайте ведомства.
В нём, по сообщению «Коммерсанта», МЭР впервые объявило, как предполагается реализовать целевой сценарий прогноза – с выходом на рост ВВП в 4,5% к 2019 г. Рецепт выхода из рецессии от Минэкономики – ограничение роста зарплат в экономике в текущем и 2017 г. с последующей компенсацией в 2018-2019 гг., бурный рост корпоративных прибылей в 2018-2019 гг., инвестиции из ФНБ и бюджета в «системообразующие и эффективные инвестпроекты» и сокращение потребления энергии.
Напомним, что базовый и целевой вариант прогноза, утверждённые правительством 21 апреля переписаны с учётом постоянной среднегодовой цены нефти в 40 долл. за баррель (ранее предполагался умеренный рост цены до 50 долл. к 2018 г.). Главную цель – 4,5% роста ВВП в 2019 г. – правка, по сообщению издания, не отменила, но рост ВВП в 2017-2018 гг. в целевом сценарии всё же ниже, чем предполагалось ранее – 0,4% (ранее 1%) и 2,9% (ранее 3,3%). Таким образом, даже в целевом сценарии стагнация 2015-2017 гг. де-факто объявлена неизбежной: ощутимый рост может начаться только после президентских выборов 2018 г.
В силу этой неизбежности, подчёркивает газета, описанные Минэкономики способы реализации целевого сценария выглядят альтернативой идеям соцблока правительства по перезапуску модели роста 2011-2013 гг., основанной на поддержке внутреннего спроса ростом доходов в бюджетном секторе. Рекомендованная командой министерства сверхжесткость денежно-кредитной политики ЦБ (снижение инфляции монетарными мерами до 6,5% к концу 2016 г. и до 4% к концу 2017 г.) в прогнозе нужна, по сути, только чтобы смягчить населению продолжение сокращения реальных располагаемых доходов (на 2,8% в 2016 г. и на 0,3% в 2017-м). Сокращение реальных пенсий должно быть даже более жестким: 4,8% в 2016 г. и 2% в 2017 г. с дальнейшей индексацией только по уровню инфляции до 2019 г. Это, по расчётам Минэкономики, увеличит число бедных с 13,1% в 2015 г. до 13,7% в конце 2017 г., с пиком в 2018 г. на уровне 13,9% – и возвращением реальных доходов и числа бедных к показателям 2015 г. в 2019 г.
Как указывает издание, цель затягивания поясов населению – ускоряющийся рост инвестиций с 3,8% в 2017 г. до 7,1% в 2019 г., когда они должны достичь уровня 24,1% ВВП. Их источниками в этой схеме будут не столько сбережения населения, сколько корпоративные прибыли. Они, оставаясь в 2017 г. на том же уровне, что в 2015-м, в год президентских выборов должны вырасти (без девальвационных эффектов) на 12%, а в 2019 г. – на 10,8%. При этом в описательной части прогноза Минэкономики упоминает, что цель будет достигнута не только сдерживанием расходов на потребление и соцобязательства, но и господдержкой «системообразующих и эффективных инвестиционных проектов» и «опережающим ростом инвестиций в инновационные сектора экономики». Инвестиции будут при этом не только частными, из возросших прибылей (Минэкономики считает, что отток капитала в 2019 г. обнулится – ранее, напомним, рост ВВП сопровождался в среднем ростом нетто-оттока), но и государственными – из ФНБ.
Сам по себе описанный целевой сценарий – не альтернатива структурным реформам, считает «Коммерсант». Так, увеличение пенсионного возраста, изменение структуры расходов федерального бюджета, реформа трудового рынка им не противоречат. Но главный парадокс целевого сценария МЭР – в том, что переход к экономическому росту, оплаченный «голодным» для населения 2017 г., в расчётах Минэкономики сопровождается довольно быстрым сокращением занятости (с 72,7 млн экономически активного населения в 2015 г. до 71,5 млн в 2019-м) при падающей до докризисных 5,6% (по МОТ) общей безработице.
Однако, сокращение экономической активности населения при промышленном росте и росте производительности труда выглядит чудесным явлением, заключает издание. Оно представимо только в случае технологической революции.