По мнению Минфина России, при возврате аванса в иностранной валюте организация должна на дату расторжения договора отразить курсовые разницы.
По общему правилу в случае получения (перечисления) аванса доходы (расходы), выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по официальному курсу, установленному ЦБ РФ на дату получения (перечисления) аванса. Основание – п. 8 ст. 271 и п. 10 ст. 272 НК РФ. При этом положительная (отрицательная) курсовая разница от переоценки выданных (полученных) авансов не включается в доходы (расходы) при определении налоговой базы по налогу на прибыль (п. 11 ст. 250 и подп. 5 п. 1 ст. 265 НК РФ).
В письме от 16.05.2016 № 03-03-06/1/27851 специалисты Минфина России указали, что при расторжении договора предварительная оплата в иностранной валюте, предусмотренная таким договором, не может рассматриваться сторонами сделки как аванс. Она подлежит переквалификации в денежное требование в иностранной валюте.
По мнению финансистов, в этом случае к отношениям применяются положения п. 11 ст. 250, подп. 5 п. 1 ст. 265, п. 8 ст. 271 и п. 10 ст. 272 НК РФ. Согласно этим нормам Кодекса требования (обязательства) в иностранной валюте подлежат переоценке на дату прекращения (исполнения) обязательств (требований) и (или) на последнее число текущего месяца в зависимости от того, что произошло раньше. Возникающие при этом курсовые разницы признаются внереализационными доходами (расходами) и учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль.
Таким образом, на дату расторжения договора компания должна пересчитать возникшее обязательство по возврату денежных средств и включить в состав доходов (расходов) курсовую разницу, образовавшуюся в результате изменения официального курса иностранной валюты к курсу рубля, установленному ЦБ РФ, с даты получения такой предоплаты (аванса) до даты расторжения договора.