Депутаты нижней палаты парламента приняли в первом чтении законопроект № 1079243-6 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации», в части усиления уголовной ответственности за преступления коррупционной направленности.
Основные новеллы законопроекта, по словам полномочного представителя президента в Государственной Думе Гарри Минха, направлены на «искоренение коррупции». В этой связи законопроектом вносятся изменения в статьи 184 «Оказание противоправного влияния на результат официального спортивного соревнования или зрелищного коммерческого конкурса», 204 «Коммерческий подкуп», 290 «Получение взятки» Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ), позволяющие признавать преступлениями случаи, когда имущество передается, оказываются услуги имущественного характера или иные имущественные права предоставляются не самому должностному лицу (а также спортсмену или судье), а по его указанию другому физическому или юридическому лицу.
Законопроектом также предлагается дополнить УК РФ новыми статьями 2041 «Посредничество в коммерческом подкупе», 2042 «Мелкий коммерческий подкуп», 2912 «Мелкое взяточничество», установив при этом уголовную ответственность за получение взятки, дачу взятки лично или через посредника в размере, не превышающем 10 тыс. рублей. Это послужит превентивной мерой для совершения подобных преступлений. Новой статьей 2912 «Мелкое взяточничество» УК РФ предлагается установить санкцию, в том числе в виде лишения свободы до 1 года по части первой и 3 года лишения свободы по части второй соответственно.
Кроме того, санкции статьи 204 УК РФ предлагается привести в соответствие с санкциями статей 290 и 291 УК РФ, исходя из того, что дача и получение взятки являются более общественно опасными преступлениями, чем коммерческий подкуп. В этих статьях также помимо кратного штрафа предлагается ввести альтернативные виды наказания, а также фиксированный штраф для повышения вариативности наказаний. В зависимости от тяжести совершенного преступного деяния штраф может назначаться максимально в размере до 2 млн 500 тыс. руб.
По мнению комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, принятие законопроекта будет способствовать повышению эффективности противодействия взяточничеству и иным коррупционным преступлениям.
Вместе с тем в заключении профильного комитета отмечено, что «в санкциях статей Уголовного кодекса Российской Федерации размер наказания в виде штрафа, исчисляемый в денежном выражении, должен соотноситься с размером штрафа, исчисляемым в размере заработной платы или иного дохода осужденного за определенный период. При этом установление в санкции статьи УК РФ нижнего предела штрафа, исчисляемого в денежном выражении, влечёт необходимость установления нижнего предела этого вида наказания, исчисляемого в размере заработной платы или иного дохода осужденного (проектируемые санкции частей первой и третьей статьи 184 УК РФ)».