Государственная Дума приняла во втором чтении законопроект № 962487-6 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» в части налогообложения отдельных операций, совершаемых через сеть «Интернет».
В настоящее время на российском рынке складывается ситуация, при которой российским потребителям выгоднее приобретать контент у иностранных компаний, поскольку его стоимость в этом случае не включает в себя налог на добавленную стоимость. По этой же причине данные услуги российских организаций становятся менее привлекательными.
В результате чего иностранные поставщики поставлены в более выгодное положение по сравнению с российскими компаниями.
В международной практике правила налогообложения НДС электронных услуг уже сформированы и базируются на том, что налогообложение электронных услуг производится на территории того государства, в котором проживает потребитель, в соответствии с национальным законодательством.
Данный подход обеспечивает равные условия для национальных и иностранных компаний, реализующих контент конечным потребителям, нивелируя налоговые преимущества для иностранных организаций, в том числе расположенных в низконалоговых или безналоговых юрисдикциях.
Такие правила применяются в Европейском Союзе, Южной Корее, Японии.
Законопроектом предлагается введение на территории РФ аналогичного механизма налогообложения электронных услуг.
Для реализации указанного механизма законопроектом предлагается внести следующие изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации:
-
установить особенности постановки на учёт в налоговом органе иностранных компаний, реализующих электронные услуги;
-
установить возможность использования личного кабинета налогоплательщика иностранной компанией, реализующей электронные услуги, для представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, иных документов, получения от налогового органа документов (информации);
-
установить особенности проведения камеральной налоговой проверки в отношении иностранных организаций, осуществляющих электронные услуги;
-
установить особенности налогообложения налогом на добавленную стоимость электронных услуг, оказываемых иностранными организациями.
Кроме того, введение предлагаемого подхода само по себе не приведёт к достижению желаемого эффекта без внесения изменений в подпункт 26 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому операции по реализации исключительных прав на программы для электронно-вычислительных машин и базы данных освобождены от налогообложения налогом на добавленную стоимость.
В этой связи законопроектом предлагается отменить указанную преференцию.
Одновременно в качестве компенсационной меры для российских организаций, осуществляющих продажу контента через Интернет, предлагается предусмотреть право принимать к вычету суммы НДС при оказании электронных услуг, местом реализации которых не признается РФ. В этих же целях предлагается установить специальную налоговую преференцию по налогу на прибыль организаций: расходы, непосредственно связанные с получением доходов от продажи контента, могут признаваться для целей налогообложения прибыли в размере, превышающем сумму фактических затрат.
В результате второго чтения к документу были приняты 26 поправок, одна отклонена.