Аналитики банка «Уралсиб» подготовили обзор состояния российской экономики. Ключевые макроэкономические индикаторы, пишут они, демонстрируют явные признаки стабилизации. Умеренный рост в добывающем секторе будет продолжаться, предсказывают они, а обрабатывающий сектор постепенно улучшит динамику во 2-м полугодии 2016 г.
Потребительский спрос в 2016 г. будет оставаться слабым, но должен активизироваться в 2017 г. благодаря повышению реальных доходов — их поддержит восстановление цен на нефть и умеренный экономический рост в развитых странах.
Аналитики «Уралсиба» положительно оценивают дискуссию вокруг будущих реформ, но вероятность, что эти реформы будут отложены или не завершены, остается высокой. Им также видятся риски в звучащих предложениях решить экономические проблемы за счет денежной эмиссии, введения режима фиксированного валютного курса и ограничений на операции с валютой и движением капитала — пусть даже эти предложения и не выглядят как готовые решения.
Российскую экономику подержит экономический рост в развитых странах: несмотря на постепенное ужесточение денежной политики в США, развитые страны продолжат расти благодаря сравнительно низким расходам на топливо.
Цены на нефть восстанавливаются быстрее, чем ожидалось, после слабого начала года. Последние прогнозы IEA на 2016 г. предусматривают, что избыточное предложение на мировом рынке нефти сократится с 1,4 млн баррелей в сутки в 1-м полугодии до 0,2 млн баррелей в сутки во втором.
Но несмотря на ожидающуюся стабилизацию цены нефти, риски для рубля сохраняются — они связаны не только с ужесточающейся денежной политикой в США, но и с расходованием отечественного Резервного фонда (что равно эмиссии), несформированностью бюджетной политики и неопределенностью в вопросе проведения в России экономических реформ.
Инфляция будет постепенно замедляться, предсказывают аналитики «Уралсиба», но останется выше 4% — целевого уровня Центрального банка на 2017 г.
Бюджетный дефицит останется под контролем. Как показывают расчеты «Уралсиба», у правительства достаточно средств, чтобы финансировать дефицит бюджета вплоть до выборов в марте 2018 г. В то же время имеются риски существенного увеличения налогового бремени после завершения выборного цикла.
Во 2-м полугодии 2015 г. российская экономика прошла дно, о чем свидетельствует в первую очередь замедление падения ВВП — с 3,8% в конце прошлого года до всего 1,2% в первой части нынешнего; отрадным выглядит и помесячный рост в промышленности, пусть и незначительный, в пределах 1%.
Оборот розничной торговли продолжает снижаться — но о двузначных показателях, которые фиксировались в прошлом году, уже можно забыть. Как ожидают аналитики «Уралисиба», во 2-м полугодии 2016 г. потребительский спрос начнет постепенно восстанавливаться за счет некоторого улучшения динамики реальных доходов населения и относительно стабильной потребительской инфляции. Стабилизация потребительского спроса поддержит экономику, учитывая, что частное потребление дает около 50% российского ВВП.
Что касается роста в развитых странах, который должен дополнительно поддержать восстановление российской экономики, то Европа продолжит показывать умеренное развитие — благодаря сравнительно низким расходам на топливо и ультрамягкой денежной политике Европейского центробанка. Последние шаги ЕЦБ, принявшего решение покупать корпоративные облигации, и даже с «мусорным» рейтингом (Telecom Italia), показывают, что европейский регулятор готов на все, лишь бы поддержать экономику ЕС.
Евросоюз остается крупнейшим торговым партнером России, на него приходится примерно 45% российского экспорта — несмотря на санкции.
США сохранят устойчивые темпы роста, невзирая на постепенное ужесточение монетарной политики — как ожидает большинство экспертов, ФРС повысит ставку в ближайшем будущем и, возможно, предпримет еще одно повышение до конца нынешнего года.
Среди развивающихся стран фактором риска является в первую очередь ситуация в Китае. Экономический рост там продолжает замедляться, что представляет собой долгосрочную тенденцию: фаза экстенсивного роста страны, по всей видимости, почти окончена. Основная проблема заключается в том, что Китай аккумулировал огромный долг — более 250% ВВП. Для сравнения: даже на пике европейского долгового кризиса долг Греции не превышал 180% ВВП, а сейчас держится примерно у отметки 170%. Правда, в отличие от Греции, Китай всегда имеет возможность монетизировать значительную часть задолженности и девальвировать юань, что ограничит негативный эффект. Но борьба с кризисом посредством монетизации и девальвации разгонит инфляцию и сократит темпы роста, и в этом случае реакция рынка будет крайне негативной, так как упадет спрос на сырье — главный экспортный товар России. Это особенно важно потому, что Китай постепенно становится важным направлением российского экспорта с долей 9,7% по итогам I квартала 2016 г. В случае жесткой посадки китайской экономики по России может ударить не только падение сырьевых цен, но и непосредственное сокращение внешней торговли.
Важно отметить, пишут аналитики «Уралсиба», что ущерб от западных санкций стал практически незаметен. Отток капитала уменьшился до приемлемых показателей (7 млрд долл.), а внешний долг России даже слегка вырос — на 0,2 млрд долл.
Стабилизация внешнего долга и значительное замедление оттока капитала означают, что финансовые санкции, введенные против России развитыми странами, больше не оказывают ощутимого влияния. А судя по снижению продовольственной инфляции и оживлению потребительского спроса, существенно уменьшился и эффект от наложенного Россией эмбарго на ввоз продовольственных товаров из Европы.
Поскольку российская экономика во многом адаптировалась к санкциям, их отмена, которая в последнее время стала более активно обсуждаться в странах Запада (к примеру, французский сенат в четверг, 9 июня, рекомендовал их постепенно снять), окажет небольшое влияние на российскую экономику. Но технологические санкции против России по-прежнему способны серьезно отразиться на уровне российской нефтедобычи в долгосрочной перспективе.