Министерство экономического развития РФ 1 августа 2016 г. внесло в правительство РФ проект федерального закона «Об основах государственного и муниципального контроля в Российской Федерации».
Проект закона предусматривает применение риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного и муниципального контроля (надзора). При планировании и осуществлении государственного и муниципального контроля (надзора) контрольно-надзорные органы будут учитывать степень тяжести негативных последствий, которые могут наступить в результате несоблюдения организациями и гражданами обязательных требований. Законопроектом определяются основные понятия и порядок правового регулирования систем управления рисками, а также результаты их реализации. В результате оценки рисков подконтрольные (поднадзорные) объекты разделяются на категории, при этом, максимально возможная шкала категорий риска включает шесть позиций (чрезвычайно высокий риск; высокий риск; значительный риск; средний риск; умеренный риск; низкий риск). Общие положения документа будут конкретизированы в положениях об отдельных видах государственного и муниципального контроля (надзора). Оценка риска позволит им сосредоточить усилия и ресурсы на проведении плановых мероприятий контроля (надзора) на объектах, нарушение обязательных требований на которых несет наибольшую угрозу охраняемым законом интересам.
Предусмотрена обязательность принятия по каждому виду государственного и муниципального контроля (надзора) положений об их осуществлении. Для каждого вида государственного и муниципального контроля (надзора) органами государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля (надзора) утверждается административный регламент, определяющий административные процедуры и перечень обязательных требований, соблюдение которых относится к предмету соответствующего вида государственного и муниципального контроля (надзора).
В законопроекте, впервые в законодательстве, вводятся меры по систематизации и актуализации обязательных требований.
Предусматривается, что деятельность контрольно-надзорных органов будет оцениваться в соответствии с создаваемой системой оценки результативности и эффективности государственного и муниципального контроля (надзора).
Проект закона предусматривает перечень форм и мероприятий по контролю, а также закрепляет мероприятия по контролю, не требующие взаимодействия с проверяемыми субъектами.
Законопроект содержит развернутую систему гарантий прав граждан и организаций при проведении контрольно-надзорной деятельности, включает закрытый перечень видов федерального и регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Документ будет рассмотрен Государственной Думой в осеннюю сессию.