Действующее законодательство, по мнению Счётной палаты РФ, не обеспечивает осуществление полноценного валютного контроля и пресечения противоправного вывода капиталов из России. Ответственность за нарушения в сфере валютного контроля, не соответствует тяжести совершенного правонарушения и способствует дальнейшему выводу капиталов.
В результате совершения импортно-экспортных товарных сделок незаконный вывод капиталов из страны в 2013-2015 гг. составил 1,2 трлн руб. (отчётные данные ФТС России). Таможенными органами в этот период возбуждено и передано в Росфиннадзор 17 тыс. 374 дела об административных правонарушениях в сфере валютного контроля и валютного регулирования. В результате деятельности Росфиннадзора из этой суммы выявленных нарушений на участников внешнеэкономической деятельности наложены штрафы в размере 663,4 млрд руб. Фактически в федеральный бюджет по постановлениям Росфиннадзора взыскано около 3 млн руб., что составляет 0,0005% суммы выявленных нарушений, то есть практически все постановления по делам об административных правонарушениях, переданные на исполнение в ФССП России, окончены без фактического взыскания.
Было установлено, что в 2013-2015 годах происходило увеличение числа случаев выявленных нарушений валютного законодательства с истёкшим сроком давности привлечения к административной ответственности, в ходе расследования которых дела не возбуждались или прекращались.
«Количество таких дел ежегодно заметно растёт. Так, в 2013 году такие случаи составляли лишь 7,4% всех выявленных нарушений валютного законодательства по незаконному выводу капитала, в 2014 году – 15,6%, в 2015 году – 33,2%, в I-ом квартале 2016 года – 25%», – отметил аудитор Счётной палаты Сергей Штогрин.
При этом, констатируется незначительное количество проводимых проверок соблюдения валютного законодательства. Число проведенных проверок таможенными органами в отношении предполагаемых нарушений в целях валютного контроля в 2013 г. составило 5 407 (6% к общему числу закрытых паспортов сделок), в 2014 г. – 5 326 проверок (5,6%), в 2015 г. – 4 492 проверки (4,1%).
По мнению аудитора, работу федеральных органов исполнительной власти по предотвращению вывода капитала за рубеж, нельзя назвать эффективной.
Действующее законодательство предусматривает ответственность за совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на банковские счета нерезидентов с представлением кредитной организации документов, связанных с проведением таких операций и содержащих заведомо недостоверные сведения об основаниях, о целях и назначении перевода. Уголовным кодексом Российской Федерации такое деяние наказывается, в частности штрафом в размере 200-500 тыс. руб. «Такие суммы штрафа не компенсируют последствий вредных деяний, так как не увязаны с суммами допущенных правонарушений. Проведённый анализ работы ФТС России по направлению валютного контроля показал, что средний размер суммы наложенного взыскания за правонарушения по невозврату денежных средств с использованием поддельных документов, подтверждающих ввоз товаров на территорию Российской Федерации, составляет 478,6 млн руб.», – отметил С. Штогрин.
СП с учётом выявленных нарушений и недостатков в ходе контрольного мероприятия сформулировала комплекс предложений по исправлению ситуации в сфере валютного контроля, которые были направлены информационным письмом в правительство России.
Коллегия приняла решение направить представление об устранении нарушений в ФТС России, информационные письма – в Правительство России, в Минфин России и Банк России, отчёт – в палаты Федерального Собрания Российской Федерации.
В базовом сценарии Банка России при цене на нефть 38 долл. за баррель отток капитала в 2016 г. составит порядка 25-30 млрд долл. против 58,1 млрд долл. в 2015 г. В первом полугодии вывоз капитала сократился почти в 5 раз до 10,5 млрд долл.