Доходы федерального бюджета в отношении к ВВП продолжат сокращаться все три ближайших года, пишут «Ведомости» со ссылкой на проектировки бюджета 2017-2019 гг. И в 2019 г. упадут до 20-летнего минимума – 13,3% ВВП.
Меньше было только в 1999 г. (12,8% ВВП), напоминает издание.
Нефтегазовые доходы продолжат сокращаться и в номинальном выражении, и по отношению к ВВП, следует из прогноза структуры доходов бюджета. Ненефтегазовые увеличиваются в номинальном выражении, но темп их роста также отстаёт от темпа номинального ВВП.
Доля доходов, перераспределяемых через федеральный бюджет, за предыдущие 10 лет составляла в среднем 20% ВВП; в ближайшие три года она снизится почти на треть до 13,7% ВВП из-за сокращающихся нефтегазовых доходов. Если в 2006 г. они приносили бюджету более 10% ВВП доходов, то в 2016 г. будет менее 6%, а в 2018-2019 гг. – менее 5%. Ненефтегазовые же не смогут компенсировать это падение.
Расчёты на 2017-2019 гг. сделаны исходя из базового варианта обновленного прогноза Минэкономразвития, в котором цена нефти остается на уровне 40 долл. за баррель все три ближайших года. Исходя именно из 40 долл., правительство будет формировать бюджет на 2017-2019 гг., заявил министр экономического развития Алексей Улюкаев.
Доходы бюджета-2016, по расчётам Минфина, не досчитаются 1,2 трлн руб. в сравнении с запланированными законом о бюджете, который исходил из 50 долл. за баррель: новая оценка – 41 долл. В сравнении с 2015 г. доходов в 2016 г. окажется меньше на 8%, а с учётом среднегодовой инфляции (7,1%, оценка Минэкономразвития) их спад в реальном выражении превысит 15%. Расти доходы начнут только в 2018 г., ожидает Минфин, но медленнее среднегодовой инфляции, в итоге в реальном выражении они сокращаются почти на четверть (на 23,6%) к уровню 2015 г.
Расходы, отмечает издание, за тот же период сократятся в реальном выражении почти на 20% – при условии, что их уровень (15,78 трлн руб. в год) будет заморожен на все три года, как предполагает правительство, и что расходы 2016 г. будут также сокращены до этого уровня. Без сокращения расходов дефицит 2016 г. превышает 4% ВВП, тогда как Минфин намерен уложиться в 3,3%. Но и при замораживании номинальных расходов на следующую трёхлетку требуется либо сократить их на 3,5 трлн руб., либо на эту же сумму увеличить доходы, иначе задуманного Минфином последовательного снижения дефицита не получается. Предложенные Минфином варианты увеличения доходов за счёт повышения налогов с 2018 г. кабинет министров пока отвергает.
По расчётам Минфина, повышение цены нефти на каждый 1 долл. с уровня 40 долл. принесёт бюджету дополнительно от 87 млрд руб., если вместе с ростом цены нефти будет укрепляться рубль, до 144 млрд руб., если курс рубля меняться не будет. Требуемый масштаб консолидации в 2017 г. – 710 млрд руб., и, таким образом, «лишние» 10 долл. за баррель в 2017 г. могут полностью решить эту задачу.
Напомним, что за I полугодие 2016 г. доходы федерального бюджета, по данным Минфина, составили 5,9 трлн руб., что на 11% ниже соответствующего показателя прошлого года.