Практические рекомендации по взаимодействию с антимонопольными органами в свете новаций четвертого антимонопольного пакета

| правовые беседы | печать

Наиболее распространенная ошибка при реагировании на запрос антимонопольного органа – предоставление информации, которая не запрашивалась или может быть неверно истолкована. Если в запросе ФАС что-то не понятно, лучше воспользоваться правом на получение разъяснений, отправив срочный запрос, и спокойно ждать уточнения того, что же требуется антимонопольному органу, рассказал в ходе «Беседы о взаимодействии с антимонопольными органами: от запросов информации до рассмотрения антимонопольных дел» партнер Юридической фирмы ART DE LEX Ярослав Кулик.

Участники правовой беседы, организованной газетой «Экономика и жизнь» и Институтом развития гражданского законодательства разбирались в практике применения норм Четвертого антимонопольного пакета, затрагивающих права хозяйствующих субъектов, попавших в фокус внимания антимонопольных органов.

Узнали:

  • Что оспорить в суде требование ФАС о предоставлении информации возможно, но лишь доказав немотивированность запроса. Этого можно достичь, убедив суд, что запрос не связан с конкретной проверкой, конкретным возбужденным делом о нарушении антимонопольного законодательства или анализом состояния конкуренции на определенном рынке.

  • Если ФАС требует представить информацию срочно, и даже «вчера», то нужно незамедлительно, в течение суток связываться с исполнителем, сообщать о позднем поступлении запроса и писать ходатайство о предоставлении дополнительного времени на подачу затребованных документов. Тогда, скорее всего, к ответственности за непредставление информации вы впоследствии привлечены не будете.

  • Почему ФАС реагирует на союзы и ассоциации как на красную тряпку и как участникам рынка выстраивать свою работу в этих общественных организациях.

  • Что заключение об обстоятельствах нельзя обжаловать, но с ним можно ознакомиться и единожды дать пояснения, которые антимонопольный орган может учесть и либо прекратить дело, либо переквалифицировать обвинение, либо продолжить вынесение решения.

  • В заключении об обстоятельствах должны содержаться все фактические обстоятельства, которые установил антимонопольный орган, доказательства на которых строится его позиция и мотивы по которым отвергнуты иные доказательства и обстоятельства. Это позволяет обеспечить эффективную реализацию права на защиту хозяйствующего субъекта, обвиненного в нарушении антимонопольного законодательства.

  • Экспертиза в антимонопольных делах может проводиться по широкому кругу вопросов и, в том числе, по вопросам экономического анализа. Кто является ее инициатором, тот и оплачивает расходы на экспертизу.

канал ЭЖ на YouTube