Министерство экономического развития России, по сообщению «Российской газеты», предлагает свернуть государственную программу по утилизации отечественных автомобилей и прекратить государственное субсидирование системы trade-in.
Несмотря на то, что окончательное решение о прекращении этих денежных потоков правительство примет только к концу осени 2016 г., эксперты, опрошенные изданием, советуют гражданам, решившим сменить старый автомобиль, поторопиться. «Машины дешеветь не будут, а скидки по госпрограмме существенные – экономия при покупке новых авто в обмен на старые составляет от 40 до 350 тысяч рублей в зависимости от марки и типа старого авто (легковой, внедорожник, спецтехника)», – говорит исполнительный директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов.
По мнению МЭР, программа утилизации себя исчерпала. В министерстве прогнозируют в следующем году рост реальных доходов населения и предлагают с поддержкой потребительского спроса в отрасли заканчивать, переключившись на другие виды помощи. «Например, поддерживать автопроизводителей в разработке новых моделей, в том числе нового поколения автотехники, стимулировать сокращение издержек и содействовать продвижению продукции отечественных автозаводов на экспорт», – пояснили «РГ» в Минэкономразвития.
Вопрос о дальнейших путях поддержки автопрома на 2016-2017 гг. обсуждается в контексте дефицита бюджета и повышения эффективности бюджетных расходов. Правительство поручило Минэкономразвития и Минпромторгу найти согласованное решение.
В Минпромторге также заявляют о «перенастройке» механизмов поддержки отрасли. Глава ведомства Денис Мантуров сообщил, что Минпромторг готовит «индивидуальные, сильно персонифицированные предложения» для различных групп потребителей и каждого производства. Например, в отличие от падающего рынка легкового транспорта и вялый спрос (несмотря на программу утилизации, продажи в сентябре 2016 г. снизились на 18% по отношению к 2015 г.) «самочувствие» грузовиков и городских автобусов более здоровое.
Однако представитель «Автостата» уверен, что отмена льгот для граждан при покупке бюджетных легковых автомобилей – мера несвоевременная. Он считает, что она ударит по рынку ещё сильнее: производство существенно сократится, а за ним и рабочие места. При этом выигрыша никакого, тратиться придётся на социальные выплаты.
По словам эксперта, отложенный потребительский спрос на легковые автомобили крайне невелик, чтобы запустить рынок даже в случае роста экономики, на что в 2017 г. рассчитывает Минэкономразвития. Тем более цены на новые автомобили по сравнению с началом кризиса 2014 г. выросли на 38-40%, и покупать новые машины люди не будут как минимум ещё два года.
Минпромторг в условиях кризиса для поддержки спроса на автомобили запустил программу обновления автопарка, включающую в себя оплату за счёт бюджетных средств скидок на новые автомобили при утилизации или сдаче в trade-in старого, льготный лизинг и льготное автокредитование.
Программа обновления автопарка заработала в России в 2014 г., льготное автокредитование и лизинга – весной 2015 г.
По итогам текущего года Минпромторг ожидает спада выпуска автомашин. В конце августа 2016 г. ведомство разработало новые условия поддержки автопрома.