Правительство РФ внесло на рассмотрение Государственной Думы законопроект о совершенствовании правового регулирования отношений, связанных с проведением капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2016 г. № 10-П по делу о проверке конституционности положений части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса сказано, что поскольку статьёй 16 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее – Закон о приватизации) за бывшим наймодателем сохранена обязанность по капитальному ремонту нуждавшихся в нём домов, федеральный законодатель должен установить механизм исполнения этой обязанности. Такой механизм должен быть согласован с закреплённым в Жилищном кодексе порядком проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Кроме того, отмечено в сопроводительный документах законопроекта, должен быть предусмотрен правовой механизм работы региональных операторов, обеспечивающий в случае прекращения деятельности конкретного регионального оператора непрерывность исполнения обязательств по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах. В целях дальнейшего повышения открытости, прозрачности и эффективности расходования средств фондов капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, формируемых на счетах региональных операторов, должны быть предусмотрены дополнительные меры по информированию собственников помещений в таких домах и организаций, которые ими управляют, о содержании региональной программы капитального ремонта и критериях оценки состояния многоквартирных домов.
В связи с этим решением Конституционного Суда разработан данный законопроект.
Законопроектом устанавливаются:
-
механизм исполнения закреплённой за бывшим наймодателем статьёй 16 Закона о приватизации обязанности по капитальному ремонту нуждавшихся в нём домов, согласованный с порядком проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, который установлен Жилищным кодексом;
-
механизм функционирования региональных операторов, обеспечивающий в случае прекращения деятельности конкретного регионального оператора непрерывность исполнения обязательств по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах перед собственниками помещений в этих домах.
Предусмотрены также дополнительные механизмы, обеспечивающие информирование собственников помещений в таких домах и организаций, которые ими управляют, о содержании региональной программы капитального ремонта и критериях оценки состояния многоквартирных домов, на основании которых определяется очерёдность проведения капитального ремонта.
Кроме того, предлагается установить особый порядок прекращения формирования фонда капитального ремонта на счёте регионального оператора и его формирование на специальном счёте, если изначально решение о формировании фонда капитального ремонта на счёте регионального оператора было принято не собственниками помещений в многоквартирном доме, а органом местного самоуправления без надлежащих мер по информированию граждан о возможных способах формирования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, притом что соответствующий факт установлен решением суда и что капитальный ремонт общего имущества в этом доме проведён не был.
Ранее Генпрокуратура признала взносы на капремонт частично неконституционными.
Взнос на капитальный ремонт появился в качестве пилотного проекта взносы на капремонт в России в 2014 г. Спустя год, в июле 2015 г. новшество добралось до столицы. Разброс величин ставок по России за капитальный ремонт составляет от 1 до 15 руб. за кв. м. Максимальная стоимость за квадратный метр установлена в Москве.