Центральный банк России разработал концепцию регулирования краудфандинга в России. Однако ЦБ не будет спешить с регулированием зарождающегося рынка краудфандинга, но будет следить за рисками в этом секторе, сказано в сообщении по итогам первого заседания рабочей группы по мониторингу, оценке потребительских рисков и разработке предложений по регулированию сектора краудфандинга.
Предполагается, что регулирование краудфандинга будет идти по трём основным направлениям: регулирование деятельности самих краудфандинговых площадок и установление требований к их владельцам и менеджменту; установление требований к эмитентам ценных бумаг (предложенных с использованием площадки) и заёмщикам; установление требований к кредиторам и инвесторам, использующим краудфандинговую площадку, сообщает регулятор.
Регулирование краудфандинга необходимо вводить поэтапно – через наблюдение и добровольное анкетирование краудфандинговых площадок, которое регулятор проводит с 2015 г., разработку критериев их классификации и регистрации, предоставление отчётности и впоследствии установление требований к финансовым показателям, системе риск-менеджмента. Безусловным приоритетом при разработке концепции регулирования является защита прав потребителей.
Инвесторов в краудфандинге (от англ. сrowd – толпа и funding – финансирование) привлекает возможность разместить средства в любом объёме и на любой срок с минимумом формальностей, а начинающих предпринимателей, создающих «стартап без истории», – более простая по сравнению с кредитными организациями и микрофинансовыми институтами процедура получения финансирования, сообщает ЦБ. При этом риски существуют как для заёмщиков, так и для инвесторов: от неверной идентификации, низкого качества проверки бизнес-проекта или другого получателя средств до непрозрачности деятельности самой площадки и возможности использования мошеннических схем вплоть до создания финансовых пирамид. Кроме того, возможен риск невозврата средств в случае, если проект не наберет требуемую сумму для запуска.
«При разработке концепции регулирования краудфандинга мы исходили из необходимости пропорционального регулирования и надзора в соответствии с предполагаемыми рисками, а также учитывали потребности участников рынка, доступ которых к тем или иным способам получения финансирования затруднен, – отметил руководитель Службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров Михаил Мамута. – При этом у нас нет необходимости спешить с регулированием, поскольку сейчас рынок краудфандинга находится в стадии становления и пока не достиг значительного объёма».
На сегодня общий объём обязательств в сегменте краудфандинга составляет менее 500 млн руб., наблюдаются диспропорция различных сегментов и высокая волатильность, что свидетельствует о том, что данный рынок находится в стадии формирования.