Кабмин внёс на рассмотрение в Государственную Думу законопроект № 33132-7 «О внесении изменений в статьи 24.5 и 31.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
Документ направлен на совершенствование законодательства об административных правонарушениях в части дополнения обстоятельств, исключающих производство по делам об административных правонарушениях, а также случаев прекращения исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях для юридических лиц.
В КоАП установлен исчерпывающий перечень случаев прекращения исполнения постановления судьей, органом, должностным лицом, вынесшим постановление о назначении административного наказания, указывается в пояснительной записке к законопроекту. Такого основания прекращения исполнения постановления, как внесение в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица в связи с завершением конкурсного производства в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве), не предусмотрено. В то же время в соответствии с действующим законодательством ликвидация юридического лица влечёт его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам, в связи с этим исполнение исполнительного документа становится невозможным.
В настоящее время должностное лицо таможенного органа, вынесшее постановление о назначении административного наказания юрлицу, при получении информации о ликвидации привлеченного к административной ответственности юридического лица в случаях, предусмотренных законодательством о банкротстве, не может прекратить исполнение постановления о назначении административного наказания. Это приводит к тому, что безнадежные к взысканию суммы наложенных административных штрафов в отношении ликвидированных юридических лиц продолжают администрироваться таможенными органами на протяжении двухлетнего срока давности, отмечено в сопроводительных документах законопроекта.
Для совершенствования действующего законодательства предлагается дополнить КоАП следующим случаем прекращения исполнения постановления – «внесение в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица в связи с завершением конкурсного производства в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве)».
Это будет распространяться исключительно на случай признания юридического лица банкротом в соответствии с законом «О несостоятельности (банкротстве)». Такая позиция, по мнению кабмина, позволит исключить наступление ряда неблагоприятных последствий, в том числе злоупотребление юрлицами своими правами на ликвидацию при наличии непогашенной задолженности.
Подобный подход используется в действующей редакции КоАП в отношении физических лиц. Кроме того, в соответствии с положениями Арбитражного процессуального кодекса ликвидация юридического лица является одним из оснований для прекращения производства по делу.