Только четверть бюджетных расходов на нестраховые формы социальной помощи гражданам предоставляется с учётом оценки нуждаемости

| новости | печать

Несмотря на прогресс в развитии адресных программ поддержки нуждающихся, они не стали приоритетной статьей расходов консолидированного бюджета страны на нестраховые формы социальной помощи россиянам. В 2014 финансовом году только 26% расходов федерального бюджета на нестраховые формы социальной поддержки граждан предоставлялись с учётом оценки нуждаемости.

Такая оценка дана в докладе Независимого института социальной политики «Повышение эффективности и результативности социальной защиты за счёт развития программ адресной поддержки нуждающихся». Исследование преставила 28 ноября в Комитете гражданских инициатив директор АНО «НИСП» доктор экономических наук Лидия Овчарова.

По её словам, система адресных мер социальной защиты бедных и нуждающихся начала складываться 20 лет назад. Появились жилищная субсидия для бедных, пособия на детей из бедных семей, а также различные меры адресной помощи в регионах. Неработающие пенсионеры с индивидуальными доходами ниже прожиточного минимума получают доплату, повышающую их доходы до черты абсолютной бедности. В январе прошлого года вступил в силу закон «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» (от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ), согласно которому меры социального обслуживания, кроме пенсионного обеспечения, предоставляются на основе оценки нуждаемости. Если строго следовать этому правилу, то в 2014 году 54,6% расходов на социальную поддержку должны были предоставляться на принципах прямого контроля нуждаемости.

По результатам проведённого исследования эксперты НИСП предложили основные направления по развитию мер социальной поддержки, предоставляемых с учетом оценки нуждаемости. Их рекомендации предусматривают:

  • создание непротиворечивой научно-методологической и нормативной базы определения и измерения критериев нуждаемости, согласованной с социальными ожиданиями населения;

  • организацию источников информации, позволяющих оценить нуждаемость в мерах социальной поддержки;

  • расширение сфер применения критериев нуждаемости.

Структура расходов федерального бюджета по разделу «Социальная политика» в 2012-2014 гг.

Виды расходов

Объем расходов, млрд руб.

Доля в расходах по разделу «Социальная политика», %

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

1.Пенсионное обеспечение1)

1321,8

1398,0

1567,1

34,2

36,5

45,4

2.Меры социальной поддержки2)

1062,4

1099,0

1199,7

27,5

28,7

34,7

3. Межбюджетные трансферты общего характера государственным внебюджетным фондам, из них3)

1444,5

1301,9

639,4

37,4

34,0

18,5

- ПФР

1337,5

1272,9

624,5

34,7

33,2

18,1

- ФСС

107,0

29,0

14,8

2,8

0,8

0,4

4. Софинансирование расходных обязательств субъектов РФ4)

19,4

19,0

28,9

0,5

0,5

0,8

5. Социальное обслуживание5)

7,9

9,9

10,4

0,2

0,3

0,3

6. Другие расходы

3,7

5,4

6,9

0,1

0,1

0,2

Всего по разделу

3859,7

3833,1

3452,4

100,0

100,0

100,0

Примечание:

1) Валоризация величины расчетного пенсионного капитала, софинансирование пенсионных накоплений, возмещение расходов по выплате трудовых пенсий в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов, государственное пенсионное обеспечение, пенсии военнослужащим, членам их семей и приравненным к ним лицам, пожизненное содержание судей, материальное обеспечение специалистов ядерного оружейного комплекса, доплаты к пенсиям отдельным категориям пенсионеров.

2) Пособия, компенсации, доплаты, иные социальные выплаты и меры социальной поддержки, субсидии гражданам на приобретение жилья и пр.

3) На обеспечение сбалансированности и компенсацию выпадающих доходов.

4) Субсидии и иные межбюджетные трансферты бюджетам субъектов РФ на реализацию мер социальной поддержки, являющихся их расходными обязательствами.

5) Все расходы по подразделу 1002 «Социальное обслуживание».

Источник: НИСП по данным Федерального казначейства.