Несмотря на прогресс в развитии адресных программ поддержки нуждающихся, они не стали приоритетной статьей расходов консолидированного бюджета страны на нестраховые формы социальной помощи россиянам. В 2014 финансовом году только 26% расходов федерального бюджета на нестраховые формы социальной поддержки граждан предоставлялись с учётом оценки нуждаемости.
Такая оценка дана в докладе Независимого института социальной политики «Повышение эффективности и результативности социальной защиты за счёт развития программ адресной поддержки нуждающихся». Исследование преставила 28 ноября в Комитете гражданских инициатив директор АНО «НИСП» доктор экономических наук Лидия Овчарова.
По её словам, система адресных мер социальной защиты бедных и нуждающихся начала складываться 20 лет назад. Появились жилищная субсидия для бедных, пособия на детей из бедных семей, а также различные меры адресной помощи в регионах. Неработающие пенсионеры с индивидуальными доходами ниже прожиточного минимума получают доплату, повышающую их доходы до черты абсолютной бедности. В январе прошлого года вступил в силу закон «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» (от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ), согласно которому меры социального обслуживания, кроме пенсионного обеспечения, предоставляются на основе оценки нуждаемости. Если строго следовать этому правилу, то в 2014 году 54,6% расходов на социальную поддержку должны были предоставляться на принципах прямого контроля нуждаемости.
По результатам проведённого исследования эксперты НИСП предложили основные направления по развитию мер социальной поддержки, предоставляемых с учетом оценки нуждаемости. Их рекомендации предусматривают:
-
создание непротиворечивой научно-методологической и нормативной базы определения и измерения критериев нуждаемости, согласованной с социальными ожиданиями населения;
-
организацию источников информации, позволяющих оценить нуждаемость в мерах социальной поддержки;
-
расширение сфер применения критериев нуждаемости.
Структура расходов федерального бюджета по разделу «Социальная политика» в 2012-2014 гг.
Виды расходов |
Объем расходов, млрд руб. |
Доля в расходах по разделу «Социальная политика», % |
||||
---|---|---|---|---|---|---|
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
|
1.Пенсионное обеспечение1) |
1321,8 |
1398,0 |
1567,1 |
34,2 |
36,5 |
45,4 |
2.Меры социальной поддержки2) |
1062,4 |
1099,0 |
1199,7 |
27,5 |
28,7 |
34,7 |
3. Межбюджетные трансферты общего характера государственным внебюджетным фондам, из них3) |
1444,5 |
1301,9 |
639,4 |
37,4 |
34,0 |
18,5 |
- ПФР |
1337,5 |
1272,9 |
624,5 |
34,7 |
33,2 |
18,1 |
- ФСС |
107,0 |
29,0 |
14,8 |
2,8 |
0,8 |
0,4 |
4. Софинансирование расходных обязательств субъектов РФ4) |
19,4 |
19,0 |
28,9 |
0,5 |
0,5 |
0,8 |
5. Социальное обслуживание5) |
7,9 |
9,9 |
10,4 |
0,2 |
0,3 |
0,3 |
6. Другие расходы |
3,7 |
5,4 |
6,9 |
0,1 |
0,1 |
0,2 |
Всего по разделу |
3859,7 |
3833,1 |
3452,4 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Примечание: 1) Валоризация величины расчетного пенсионного капитала, софинансирование пенсионных накоплений, возмещение расходов по выплате трудовых пенсий в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов, государственное пенсионное обеспечение, пенсии военнослужащим, членам их семей и приравненным к ним лицам, пожизненное содержание судей, материальное обеспечение специалистов ядерного оружейного комплекса, доплаты к пенсиям отдельным категориям пенсионеров. 2) Пособия, компенсации, доплаты, иные социальные выплаты и меры социальной поддержки, субсидии гражданам на приобретение жилья и пр. 3) На обеспечение сбалансированности и компенсацию выпадающих доходов. 4) Субсидии и иные межбюджетные трансферты бюджетам субъектов РФ на реализацию мер социальной поддержки, являющихся их расходными обязательствами. 5) Все расходы по подразделу 1002 «Социальное обслуживание». |
||||||
Источник: НИСП по данным Федерального казначейства. |