Минфин России считает, что организация не является налоговым агентом в отношении заработной платы работников, которые выполняют свои трудовые обязанности в иностранном государстве.
В письме от 22.12.2016 № 03-04-06/76921 специалисты финансового ведомства рассмотрели следующую ситуацию. Российская организация направила своего работника – гражданина РФ на работу за границу. В трудовом договоре место его работы определено как иностранное государство. При этом заработную плату ему выплачивает работодатель – российская компания. Является ли организация в таком случае налоговым агентом по НДФЛ?
По мнению финансистов, нет. Аргументация следующая. Согласно подп. 6 п. 3 ст. 208 НК РФ вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей за пределами России относится к доходам, полученным от источников за пределами РФ. В пункте 2 ст. 226 НК РФ установлено, что исчисление и уплата налога производятся налоговым агентом в отношении всех доходов физического лица, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, по которым исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии, в том числе со ст. 228 НК РФ. Согласно подп. 3 п. 1 ст. 228 НК РФ если работники, получающие вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей за пределами РФ, признаются налоговыми резидентами, то они исчисление, декларирование и уплату НДФЛ производят самостоятельно по завершении налогового периода.
В том случае, когда работники не признаются налоговыми резидентами, то их доходы, полученные от источников за пределами РФ, не являются объектом обложения НДФЛ (ст. 209 НК РФ).
Таким образом, в отношении доходов сотрудников организации в виде вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей, полученных от источников за пределами РФ, организация-работодатель не признается налоговым агентом. Поэтому на нее не могут быть возложены обязанности, предусмотренные для налоговых агентов ст. 226 и 230 НК РФ.