На едином портале правовой информации общественное обсуждение проходит проект приказа ФНС России, утверждающего форму и формат жалобы налогоплательщика на действия (решения) налоговиков, а также порядок ее подачи в электронной форме.
Если налогоплательщик не согласен с решением или действиями налоговиков, он вправе подать на них жалобу (ст. 137 НК РФ). Она представляется в налоговый орган, где произошел конфликт, а тот в свою очередь передает эту жалобу в вышестоящий налоговый орган (п. 1 ст. 139 НК РФ).
Пунктом 1 ст. 139.2 НК РФ обязанность по утверждению формата и порядка представления жалобы в электронной форме возложена на ФНС России. Выполняя это требование, налоговики разработали комментируемый проект приказа.
В форме жалобы предусматривается указание следующих данных:
-
наименование (ФИО) налогоплательщика, его адрес, ИНН, КПП;
-
предмет обжалования и реквизиты обжалуемого документа;
-
наименование налогового органа, акт (действия) которого обжалуется;
-
основания, по которым податель жалобы считает свои права нарушенными, и его требования.
Предполагается, что при подаче жалобы в электронной форме:
-
датой ее подачи будет день, зафиксированный в подтверждении даты отправки, сформированном оператором электронного документооборота;
-
датой получения — дата, указанная в квитанции о приеме, подписанной усиленной квалифицированной электронной подписью налогового органа.
Проектом предусматривается исчерпывающее число случаев, когда жалоба в электронной форме не считается принятой налоговым органом:
1) при ее представлении в налоговый орган, в компетенцию которого не входит прием данной жалобы;
2) если жалоба не соответствует утвержденному формату;
3) при отсутствии (несоответствии) усиленной квалифицированной электронной подписи лица, подавшего жалобу;
4) при отсутствии информационного сообщения о представительстве (при подаче жалобы через представителя).
Решение налоговиков по жалобе не будет считаться принятым, если оно:
-
ошибочно направлено лицу, подавшему жалобу;
-
отсутствует (не соответствует) усиленная квалифицированная электронная подпись налогового органа, отправившего налогоплательщику решение по жалобе.
При подаче жалобы налогоплательщик в течение одного рабочего дня должен будет получить от налоговиков подтверждение даты отправки и квитанцию о приеме (уведомление об отказе в приеме). Налоговый орган не позднее трех рабочих дней со дня ее поступления направляет жалобу на рассмотрение в вышестоящий налоговый орган.