Минфин России продолжает настаивать на том, что лизингополучатель до перехода к нему права собственности на лизинговое имущество не может учесть в расходах выкупную цену.
В письме от 27.01.2017 № 03-03-06/1/4276 финансисты вновь подняли вопрос учета при расчете налога на прибыль оплаты выкупной цены предмета лизинга. По их мнению, суммы, уплачиваемые в счет выкупной цены предмета лизинга, до перехода права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю (реализации лизингового имущества) следует рассматривать для целей налогообложения прибыли у лизингодателя и лизингополучателя как авансовые платежи. Аргументируется такая позиция следующим образом.
Под лизинговыми платежами понимается общая сумма платежей по договору лизинга за весь срок действия договора лизинга. В нее входит возмещение затрат лизингодателя, связанных с приобретением и передачей предмета лизинга лизингополучателю, с оказанием других предусмотренных договором услуг, а также доход лизингодателя. В общую сумму договора лизинга может включаться выкупная цена предмета лизинга, если договором предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю. Основание — п. 1 ст. 28 Федерального закона от 29.10.98 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)».
Для целей налогообложения прибыли расходы лизингополучателя в виде выкупной цены предмета лизинга при переходе права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю являются расходами на приобретение амортизируемого имущества. На основании п. 5 ст. 270 НК РФ такие расходы не учитываются при расчете налога на прибыль, так как отнесение стоимости амортизируемого имущества к расходам осуществляется посредством начисления амортизации.