В Государственную Думу поступил правительственный законопроект № 111744-7 «О внесении изменения в статью 111-1 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», подготовленный по поручению президента РФ Владимира Путина.
Ранее президент заявил о необходимости определения кабмином перечня государств, на территории которых из-за отсутствия рыночной экономики, чрезвычайного положения или вооруженного конфликта закупки целесообразно осуществлять в особом порядке.
Однако, по действующему законодательству правительство не вправе устанавливать особенности закупок на территории этих государств в силу отсутствия соответствующих полномочий.
В этой связи законопроектом правительству предоставляются полномочия по установлению особенностей осуществления закупок заказчиков, осуществляющих деятельность на территории иностранного государства, а также по определению конкретных заказчиков, осуществляющих свою деятельность на территориях иностранных государств, в отношении планирования и осуществления закупок которых правительством России могут быть установлены отдельные особенности.
Помимо этого предлагается предоставить российским заграничным учреждениям право не применять положения статьи 23 закона о контрактной системе в сфере закупок, касающиеся использования идентификационного кода закупки и каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в связи с тем, что российские заграничные учреждения не регистрируются на территории РФ в качестве юридических лиц и не взаимодействуют с Федеральным казначейством. Кроме того, использование заказчиками каталога товаров, работ, услуг, применение которого должно быть обеспечено с 1 января 2017 г., формируемого на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), не будет учитывать особенности номенклатур товаров и их ценовых параметров по всему миру.
Законопроектом предусмотрено право для российских загранучреждений не руководствоваться положениями действующего закона об обязанности включения в реестр недобросовестных поставщиков информации об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда (часть 16 статьи 95 и статья 104), в связи с технической сложностью их реализации, которая при этом не является сдерживающим фактором для подавляющего большинства участников рынка стран пребывания, следует из пояснительной записки законопроекта.
В связи с отсутствием в отдельных странах возможности предоставления обеспечения исполнения контракта в виде банковской гарантии, выданной российским банком или внесением денежных средств на указанный заказчиком счёт, или наличием в национальном законодательстве иных способов обеспечения обязательств законопроектом предлагается предоставить заказчикам, осуществляющим свою деятельность на территории иностранного государства, устанавливать требования обеспечения исполнения контрактов с учётом требований законодательства такого иностранного государства.
Применение контрактной системы при госзакупках, по подсчётам Министерства финансов РФ, в прошлом году обеспечило 12% прирост экономии средств.