Государственная Дума в пятницу, 24 марта 2017 г., приняла в первом чтении законопроект №69251-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования правового регулирования оказания гостиничных услуг и классификации объектов туристской индустрии».
Целью законопроекта является совершенствование правового регулирования деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по оказанию в РФ гостиничных услуг.
Документ вводит в Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» понятия «гостиничные услуги», «гостинца и иное средство размещения», «классификация объектов туристкой индустрии».
Законопроекта вводит на территории РФ обязательную классификации объектов туристской индустрии. При этом с 1 января 2018 г. классификацию должны пройти гостиницы и иные средства размещения с номерным фондом более 50 номеров, с 1 января 2019 г. – с номерным фондом более 15 номеров, с 1 января 2020 г. – все гостиницы и иные средства размещения.
Законопроектом вводятся новые положения в отношении 3-годичного срока действия аттестата аккредитации. Кроме того, законопроектом установлено, что аккредитованная организация осуществляет классификацию объектов туристской индустрии на всей территории РФ при условии уведомления органа государственной власти субъекта Федерации, на территории которого планируется осуществлять такую классификацию.
Вместе с тем, законопроектом вводится запрет на предоставление гостиничных услуг без свидетельства о присвоении гостинице соответствующей категории, а также на использование гостиницами категории, не соответствующей категории, указанной в свидетельстве. Нарушение данного запрета влечёт за собой административную ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Юрлица и ИП, осуществляющие деятельность по оказанию гостиничных услуг, будут обязаны подтверждать соответствие используемого средства размещения классификационным требованиям, которые утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
За предоставление гостиничных услуг без свидетельства законопроектом установлен штраф в отношении должностных лиц в размере от 7 тыс. руб. до 10 тыс. руб., в отношении юридических лиц – от 40 тыс. руб. до 50 тыс. руб.
За введение потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (работы, услуги) при производстве товара в целях сбыта либо при реализации товара (работы, услуги) штраф в отношении должностных лиц составит от 12 тыс. руб. до 20 тыс. руб., а в отношении юридических лиц – от 100 тыс. руб. до 500 тыс. руб.
Принятие законопроекта, как отмечено в пояснительной записке, позволит обеспечить достоверное информирование потребителей в отношении категории и сервиса гостиниц и иных средств размещения, создать более действенную основу для формирования рыночной, конкурентной системы средств размещения и послужит стимулирующим фактором для развития внутреннего туризма и повышения качества гостиничных услуг.
В ходе «нулевых чтений» документа члены Общественной палаты в целом высказались в поддержку концепции законопроекта. Однако, считают они, нельзя исключать и того, что гостиничный бизнес уйдёт в тень или вообще прекратить свою деятельность из-за невозможности выполнить требования по классификации.
Что касается тени, только в Москве за неполный первый месяц 2017 г. было обнаружено 148 «серых» гостиниц и хостелов, не прошедших классификацию, но продолжающих размещать объявления о бронировании.