Министерство труда и социальной защиты РФ подготовило законопроект, направленный на повышение мобильности трудовых ресурсов.
В действующем законодательстве, по словам директора Департамента занятости населения Минтруда России Михаила Кирсанова, установлен недостаточно гибкий механизм привлечения работников в рамках региональных программ, поэтому проектом федерального закона предлагается внести ряд изменений.
«В настоящее время существует сложный механизм привлечения работодателей, предусматривающий многократное подтверждение различными документами право на участие в региональной программе», – пояснил он.
С целью оптимизации реализации региональной программы предлагается предоставить право субъектам РФ вносить изменения в региональную программу в части корректировки перечня работодателей, включенных в региональную программу, в пределах ранее согласованной численности привлекаемых работников. Об изменениях, внесённых в перечень работодателей, включенных в региональную программу, а также о перераспределении между работодателями средств субсидии предполагается уведомлять Минтруд России и Роструд. «Кроме того, на федеральном уровне мы будем согласовывать не утвержденную региональную программу, как сейчас, а только проект программы, чтобы сделать этот механизм более гибким», – сказал руководитель департамента.
Сертификат на привлечение трудовых ресурсов предлагается предоставлять работодателю при условии:
-
заключения соглашения с органом исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющим полномочия в области содействия занятости населения;
-
заключения с работником, привлеченным для трудоустройства из другого субъекта РФ в субъект РФ, включенный в перечень, утвержденный правительством РФ, трудового договора на неопределенный срок или срочного трудового договора продолжительностью не менее двух лет.
Кроме того, предлагается отказаться от проверок работодателя на этапе выдачи ему сертификата. Как пояснил М. Кирсанов, работодатель будет проверяться один раз на этапе отбора и включения в региональную программу. «Сейчас он проверяется несколько раз, в том числе и на этапе выдачи сертификата, – уточнил он. – Также предлагается отказаться от требования к работодателю не осуществлять сокращение численности или штата работников в период получения и использования финансовой поддержки, предусмотренной сертификатом».
В случае принятия законопроекта работодатели получат право сотрудничать с частными агентствами занятости в части подбора работников. «Это позволит более оперативно подбирать работодателю требуемых работников», – отметил М. Кирсанов.
Реализация предлагаемого механизма позволит стимулировать работодателей создавать привлекательные условия для работников из других субъектов РФ с целью повышения их мотивации к переезду.
В 2017 г. на софинансирование 14 региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов выделено 203,3 млн руб. Субсидии из федерального бюджета получили Камчатский, Красноярский, Пермский, Приморский, Хабаровский края, Амурская, Архангельская, Вологодская, Липецкая, Магаданская, Новосибирская, Сахалинская, Ульяновская области и Чукотский автономный округ.
Региональные программы предусматривают оказание работодателям финансовой поддержки на создание условий для переезда работников и закрепления их на рабочем месте (например, компенсация расходов на проезд, обустройство, наём или аренду жилья, обучение). Совокупный размер финансовой поддержки, предоставляемой работодателю, составляет 225 тыс. руб. на одного человека (150 тыс. руб. за счёт федерального бюджета и 75 тыс. руб. за счёт средств бюджета субъекта РФ).