К такому выводу пришёл Конституционный Суд РФ, рассмотрев дело о проверке конституционности положений статей 32, 48, 69, 70 и 101 Налогового кодекса, а также статей 2, 9, 196, 199, 200, 980 и 1102 Гражданского Кодекса РФ.
Данные статьи, как следует из постановления КС от 29 марта 2017 г. № 9-П не противоречат Конституции и не исключают возможность взыскания с налогоплательщика денежных средств, полученных им вследствие неправомерно (ошибочно) предоставленного по решению налогового органа имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц, в порядке возврата неосновательного обогащения в случае, если эта мера оказывается единственно возможным способом защиты фискальных интересов государства.
Указанные положение, отмечает КС, предполагают, что взыскание может быть заявлено – в случае, если предоставление имущественного налогового вычета было обусловлено ошибкой самого налогового органа, – в течение трёх лет с момента принятия ошибочного решения о предоставлении имущественного налогового вычета. «Если же предоставление имущественного налогового вычета было обусловлено противоправными действиями налогоплательщика, то налоговый орган вправе обратиться в суд с соответствующим требованием в течение трёх лет с момента, когда он узнал или должен был узнать об отсутствии оснований для предоставления налогоплательщику имущественного налогового вычета», – сказано в постановлении суда.
Иные правовые последствия в отношении налогоплательщика, с которого взысканы денежные средства, полученные им вследствие неправомерно (ошибочно) предоставленного имущественного налогового вычета, если только такое неосновательное обогащение не явилось следствием противоправных действий самого налогоплательщика, не предусмотрено.
Поводом к рассмотрению дела явились жалобы нескольких жителей Челябинской области, купивших в 2009-2013 гг. квартиры за счёт средств целевого жилищного займа, предоставленного им на безвозмездной основе. Заявители получили имущественные налоговые вычеты. Налоговая служба, выяснив, что приобретение жилья оплачивалось из средств федерального бюджета, пришла к выводу, что предоставление вычета в этих ситуациях незаконно, и через суд взыскали деньги обратно как полученные в качестве неосновательного обогащения.