Министерство экономического развития РФ совместно с Министерством промышленности и торговли планирует до конца лета разработать новый механизм поддержки автопрома взамен соглашений о промсборке и ввести его в действие ориентировочно с 2019 г.
Действие соглашений о промсборке истекает в 2018-2020 гг.
Новый механизм, как рассказал «Ведомостям» директор департамента развития секторов экономики МЭР Александр Масленников, не будет предусматривать льготных ввозных пошлин на автокомпоненты. Это нужно для развития местной автокомпонентной отрасли: сейчас автоконцернам зачастую выгоднее импортировать детали. Что снижает интерес глобальных поставщиков открывать свои заводы в нашей стране, увеличивать локализацию производства. К тому же Россия не может сохранить льготы, отмечает чиновник. Они должны быть отменены с 1 июля 2018 г. Это было одним из условий вступления России в ВТО.
При этом, уточнил источник издания, автоконцерны сохранят доступ ко всем программам господдержки отрасли. В прошлом году на эти цели (без учёта утилизационного сбора) бюджет потратил почти 60 млрд руб. Ежегодная поддержка отрасли планируется на уровне 65 млрд руб., следует из проекта стратегии развития автопрома.
Если соглашения о промсборке могли подписываться с пулом инвесторов и касались всего их модельного ряда, то новые предполагается подписывать только с одной компанией и под конкретные модели. Стартовая локализация производителя должна быть не менее 60%, продолжает А. Масленников. Другой вариант – 60% в среднем по моделям в одном классе. Цифра не случайная: 60% локализация – это одно из обязательств участников соглашений о промсборке помимо создания или увеличения мощностей для выпуска 300-350 тыс. машин в год и использования местных двигателей либо коробок передач.
По словам А.Масленникова, автоконцерны будут обязаны увеличить уровень локализации моделей, например, до 80%. Именно такой ориентир указан в написанном Минэкономразвития проекте стратегии автопрома до 2025 г.
Будет и обязательство по развитию экспорта, но показатель пока не определен. Он напомнил, что в проекте стратегии развития автопрома целевой ориентир по экспорту автомобилей – примерно 15% от их общего производства в стране. «Но мы понимаем, что не для всех такой объём достижим», – подчеркнул он.