Правительство РФ внесло на рассмотрение в Государственную Думу законопроект «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части использования нефтегазовых доходов федерального бюджета и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», разработанный Минфином.
Проект закона, как отмечено в сопроводительных документах, направлен на снижение влияния конъюнктуры рынка энергоносителей на макроэкономические параметры и состояние государственных финансов, установление количественных ограничений на основные бюджетные характеристики и обеспечение сбалансированности федерального бюджета.
Законопроектом, в частности, определяется предельный объём расходов федерального бюджета в очередном финансовом году и плановом периоде, который не может превышать суммы нефтегазовых доходов, рассчитанных исходя из базовой цены на нефть, базовой экспортной цены на природный газ и прогнозируемого обменного курса доллара США к рублю, прогнозируемого объёма ненефтегазовых доходов и прогнозируемого объёма расходов на обслуживание государственного долга.
Базовая цена на нефть марки «Юралс» согласно законопроекту устанавливается на уровне 40 долл. США за баррель в ценах 2017 г. и подлежит начиная с 2018 г. ежегодной индексации на 2%.
С учётом снижения цен на нефть и формирования структурно устойчивой в долгосрочном периоде цены на нефть, соответствующей базовой цене, заложенной в расчёт доходов федерального бюджета на 2017-2019 гг. в соответствии с показателями прогноза социально-экономического развития РФ, предлагается отменить положения Бюджетного кодекса РФ, касающиеся нормативной величины резервного фонда.
Предусмотренный в законопроекте способ определения предельных расходов ограничивает базовый уровень заимствований объёмом расходов по обслуживанию долга. Это позволит обеспечить устойчивую динамику государственного долга по отношению к ВВП.
Введение в действие новой редакции «бюджетных правил» предполагается с 1 января 2018 г., то есть при формировании основных параметров федерального бюджета на 2019 г. и последующие периоды.
Законопроект приостанавливает до 1 января 2018 г. действие норм Бюджетного кодекса, устанавливающих порядок утверждения условно утверждаемых расходов федерального бюджета на первый и второй годы планового периода.
Предусматриваются также переходные положения для 2018 г., которые будут регулировать процесс подготовки проекта федерального закона о федеральном бюджете на будущий год и на плановый период 2019 и 2020 гг.
В соответствии с этими переходными положениями общий объём расходов федерального бюджета в 2018 г. не может превышать суммы доходов федерального бюджета за вычетом нефтегазовых доходов, рассчитанных исходя из прогнозируемых значений цены на нефть, экспортной цены на природный газ и обменного курса доллара США к рублю, нефтегазовых доходов, рассчитанных исходя из базовой цены на нефть, базовой экспортной цены на природный газ и обменного курса доллара США к рублю, прогнозного объёма расходов на обслуживание государственного долга, увеличенного на 1% от ВВП, прогнозируемого на 2018 г. согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации. Это позволит обеспечить условия для внедрения новой конструкции «бюджетных правил».
Предлагается также установить, что при формировании проекта федерального закона о федеральном бюджете на 2018-2020 гг. общий объём условно утверждаемых расходов на первый год планового периода не утверждается, а на второй год планового периода утверждается в объёме не менее 2,5% общего объёма расходов федерального бюджета на второй год планового периода.
Определение общего объёма расходов на 2019 и 2020 гг. в рамках формирования проекта федерального закона о федеральном бюджете на 2018-2020 гг. будет производиться в соответствии с новой конструкцией «бюджетных правил».
Предлагаемая новая конструкция «бюджетных правил», поясняет кабмин, направлена на дальнейшее снижение зависимости федерального бюджета от цен на нефть при исполнении всех обязательств государства независимо от кратко/среднесрочных колебаний цен на нефть и фазы долгосрочных сырьевых циклов. Что будет способствовать формированию предсказуемых макроэкономических условий и проводимой Банком России политике по таргетированию инфляции.