Считает председатель Комитета Государственной Думы по финансовому рынку Анатолий Аксаков. Он уточнил, что законопроект о страховании средств малого бизнеса, внесенный в Государственную Думу, касается 2,9 млн малых предприятий, которые разместили на счётах в банках 3,1 трлн руб.
Документ по страхованию средств малого бизнеса готовился совместно с Комитетом Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, ГК «Агентство по страхованию вкладов», Банком России.
«Если посмотреть на структуру средств, размещаемых в банках малыми предприятиями, то мы увидим, что 2 трлн рублей находятся в системно-значимых банках, и мы исходим из того, что у этих банков вряд ли отзовут лицензию, и только 1 трлн рублей приходится на оставшиеся банки, в том числе менее 100 млрд рублей – на банки с капиталом до 1 млрд рублей. Опасения о серьёзной нагрузке на фонд страхования преувеличены», – полагает А. Аксаков.
Ранее с подобным опасением выступил кабинет министров РФ.
Комментируя тему повышения ответственности банковских работников, председатель Комитета сообщил, что в ГД уже начались дискуссии по законодательным нормам, которые ужесточают уголовное наказание для тех, кто формирует забалансовые вклады. Он рассчитывает, что АСВ, накопившее опыт по борьбе с мошенническими схемами, подскажет, что необходимо изменить в законопроекте, чтобы пресечь в самом начале возможность подобных злоупотреблений.
Депутаты, по словам А. Аксакова, поддерживают идею распространения уголовного наказания на должностных лиц, которые выполняют команды своих руководителей по незаконному формированию забалансовых вкладов. На его взгляд, формирование реестра вкладчиков должно идти в русле электронизации взаимодействия ЦБ РФ с кредитными организациями.
Ранее был принят закон о возможности формирования личных кабинетов банков на сайте ЦБ, развивающий электронный документооборот. Председатель комитета полагает, что «Банк России поэтапно придёт к тому, что все первичные документы за операционный день будут у него в компьютере, и он будет видеть всю картину действий. Соответственно, регулятору будет легче принимать надзорные решения».
А. Аксаков сообщил также, что идёт доработка законопроекта о репутационных требованиях к руководителям финансовых организаций. По его словам, «это шаг в борьбе со злоупотреблениями, которые существуют в финансовых организациях. Он касается не только банков, но и НПФ, страховых организаций, фондового рынка. Надеемся, что в эту сессию, примем закон в третьем чтении».
Он также рассчитывает на принятие в ближайшее время законопроекта, касающегося деятельности аудиторских организаций, согласно которому они будут обязаны сообщать о подозрительных операциях с точки зрения легализации доходов, полученных преступным путём, либо финансированию терроризма.
А. Аксаков озвучил предложения к надзорному блоку ЦБ РФ, связанные с риск-ориентированным надзором: проверять достоверность формирования вкладов в организациях, которые вызывают вопросы у регулятора, и, в этом ключе рассмотреть эффективность плановых проверок финансовых институтов.
Реализация идеи риск-ориентированного надзора позволит отказаться от плановых проверок и перейти к точечной работе, когда ЦБ РФ реагирует на поступающую к нему из разных источников информацию. «Это в том числе повысит эффективность и оперативность работы, и силы освободятся, чтобы бороться с недобросовестными организациями и не тратить их на тех, кто выполняет закон и инструкции ЦБ», – заключил председатель комитета ГД.