Счётная палата РФ подготовила заключение на проект федерального закона № 204637-7 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части использования нефтегазовых доходов федерального бюджета и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», поступивший 20 июня в Госдуму.
Как следует из пояснительной записки к законопроекту, проект поправок разработан в целях снижения влияния конъюнктуры рынка энергоносителей на макроэкономические параметры и состояние государственных финансов, установления количественных ограничений на основные бюджетные характеристики и обеспечения сбалансированности федерального бюджета. Счётная палата в целом поддерживает законопроект, однако полагает, что он требует доработки.
Законопроектом предлагается установить возможность использования средств ФНБ на пополнение Резервного фонда, в частности для финансирования дефицита федерального бюджета. При этом, подчёркивает СП, законопроект не содержит положений, касающихся источников формирования ФНБ. Счётная палата не поддерживает указанную поправку в связи с тем, что закрепление средств ФНБ в качестве источника формирования Резервного фонда при отсутствии источников его формирования приведёт к исчерпанию фонда. Такая ситуация будет нести риски для обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений российских граждан, сбалансированности бюджета ПФР, а также финансирования самоокупаемых инфраструктурных проектов, определенных Правительством РФ.
Также законопроектом предлагается установить требование пополнения средств Резервного фонда до 1 октября 2018 г. за счёт дополнительных нефтегазовых доходов, сформированных по итогам 2017 г. Предлагаемый поправками срок пополнения средств Резервного фонда, по мнению СП, представляется необоснованно затянутым. В Счётной палате считают целесообразным установить вышеназванный срок пополнения средств до 1 июня 2018 г.
Кроме того, законопроектом предлагается внести поправку к Бюджетному кодексу, согласно которой, Государственная Дума рассматривает в I чтении прогнозируемый общий объём доходов федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период без выделения прогнозируемого объёма дополнительных нефтегазовых доходов. Что, отмечает СП, не позволит в достаточной мере оценить полноту и достоверность расчета основных параметров федерального бюджета при рассмотрении Государственной Думой в I чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете.
Выступавший сегодня, 3 июля 2017 г., в нижней палате парламента замминистра финансов Владимир Колычев сообщил, что Минфин рассматривает два варианта объединения Резервного фонда и ФНБ.