Нижняя палата парламента в среду, 5 июля 2017 г., приняла в первом чтении проект федерального закона № 204637-7 с поправками в Бюджетный кодекс РФ, устанавливающими новые принципы «бюджетного правила».
Документом «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части использования нефтегазовых доходов федерального бюджета и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» предлагается:
-
Предусмотреть, что предельный объём расходов федерального бюджета в очередном финансовом году и плановом периоде не может превышать суммы нефтегазовых доходов, рассчитанных исходя из базовой цены на нефть, базовой экспортной цены на газ природный и прогнозируемого обменного курса доллара США к рублю, прогнозируемого объёма ненефтегазовых доходов и прогнозируемого объема расходов на обслуживание государственного долга. При этом базовая цена на нефть устанавливается на уровне 40 долл. США за баррель марки «Юралс» в ценах 2017 г. и подлежит ежегодной индексации начиная с 2018 г. на 2%;
-
отменить положения Бюджетного кодекса РФ, касающиеся нормативной величины Резервного фонда;
-
предусмотреть возможность использования средств Фонда национального благосостояния, в том числе на пополнение Резервного фонда в целях обеспечения оперативного управления средствами данных фондов, в том числе в целях финансирования дефицита федерального бюджета;
-
предусмотреть применение новой редакции «бюджетных правил» к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении федерального бюджета, начиная с федерального бюджета на 2019 г. и на плановый период 2020 и 2021 гг.;
-
приостановить до 1 января 2018 г. действие норм Бюджетного кодекса РФ, устанавливающих порядок утверждения условно утверждаемых расходов федерального бюджета на первый и второй годы планового периода;
-
установить переходные положения для 2018 г., которые будут регулировать процесс подготовки проекта федерального закона о федеральном бюджете на 2018-2020 гг., в соответствии с которыми общий объём расходов федерального бюджета в 2018 г. не может превышать суммы доходов федерального бюджета за вычетом нефтегазовых доходов, рассчитанных исходя из прогнозируемых значений цены на нефть, экспортной цены на газ природный и обменного курса доллара США к рублю, нефтегазовых доходов, рассчитанных исходя из базовой цены на нефть, базовой экспортной цены на газ природный и обменного курса доллара США к рублю, прогнозного объема расходов на обслуживание государственного долга, увеличенного на 1% от ВВП, прогнозируемого на 2018 г. согласно прогнозу социально-экономического развития РФ;
-
установить, что определение общего объёма расходов на 2019-2020 г. в рамках формирования проекта федерального закона о федеральном бюджете на 2018 г. и на плановый период 2019-2020 гг. будет производиться в соответствии с новой конструкцией «бюджетных правил»;
-
установить, что при формировании проекта федерального закона о федеральном бюджете на следующую трёхлетку общий объём условно утверждаемых расходов на первый год планового периода не утверждается, а на второй год планового периода утверждается в объёме не менее 2,5% общего объёма расходов федерального бюджета на второй год планового периода;
-
установить требование о пополнении средств Резервного фонда до 1 октября 2018 г. за счёт средств, сформированных по итогам 2017 г. в результате отклонения фактических нефтегазовых доходов в период с февраля по декабрь от объёмов, учтенных в ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов».
Напомним, что у Счётной палаты возникло много вопросов к законопроекту, в частности к положению об использовании средств ФНБ на пополнение Резервного фонда. Данное предложение, считают в СП, приведёт к исчерпанию фонда.
В комитете ГД по бюджету и налогам предполагают, что в случае объединения Резервного фонда и ФНБ необходимо сохранить последний. «Мы глубоко убеждены, что Фонд национального благосостояния должен быть сохранен и, соответственно, должны быть предусмотрены все механизмы для того, чтобы бюджетное правило действительно работало на экономику страны», – выступая с содокладом по законопроекту, заявил глава комитета Андрей Макаров.
По версии Минфина есть два варианта объединения Резервного фонда и ФНБ.