Правительство РФ внесло на рассмотрение в Государственную Думу законопроект «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации».
Документ направлен на создание условий для повышения гибкости управления государственными программами РФ в 2018 г., на повышение прозрачности федерального бюджета, оптимизацию процедуры внесения в Государственную Думу проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период (далее – проект федерального бюджета) и внесения в него изменений.
«Законопроект позволит сделать бюджетный процесс более открытым, более эффективным, учитывать весь накопленный опыт, повышать прозрачность всего бюджетного процесса, исключать ненужное дублирование материалов, усложнение форматов предоставления информации и создавать больше возможностей для глубокого и содержательного обсуждения государственных программ и соответствующих бюджетных проектировок», – подчеркнул в ходе обсуждения документа председатель правительства Дмитрий Медведев».
Законопроектом предлагается внести ряд изменений в Бюджетный кодекс РФ (далее – Кодекс), направленных на оптимизацию состава материалов, представляемых на бумажных носителях в Госдуму.
Предлагается разделить документы и материалы к проекту федерального бюджета на те, которые представляются Правительством России в Государственную Думу в бумажном виде, и те, которые размещаются Минфином России на едином портале бюджетной системы Российской Федерации в интернете (далее – портал бюджетной системы) для открытого доступа. Планируется, что Минфин будет размещать материалы по поручению Правительства России, которое будет даваться одновременно с внесением проекта федерального бюджета в ГД, что позволит упростить работу с материалами и документами к проекту федерального бюджета.
В бумажном виде предлагается представлять документы и материалы, общие для всех законопроектов (законопроект и пояснительную записку к нему), основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики, прогноз социально-экономического развития, на котором базируется формирование проекта федерального бюджета. Остальные документы и материалы являются обосновывающими (дополнительными).
Законопроектом предусмотрено, что начиная со дня внесения проекта федерального бюджета в ГД на портале бюджетной системы будут доступны все сопутствующие материалы в электронной форме, заверенные электронной цифровой подписью министра финансов или уполномоченного им должностного лица Минфина России.
Согласно действующей редакции статьи 212 Кодекса одновременно с проектом федерального закона о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период представляются ожидаемые итоги социально-экономического развития в текущем финансовом году и уточнённый прогноз социально-экономического развития в плановом периоде. Законопроектом предлагается установить, что такие материалы не представляются в случаях, когда основные характеристики федерального бюджета не изменяются или признаны утратившими силу положения федерального закона о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период в части, относящейся к плановому периоду.
Предусматривается возможность установления федеральным законом о федеральном бюджете на 2018-2020 гг. временного основания для внесения изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета (далее – СБР), позволяющего перераспределять бюджетные ассигнования на реализацию отдельных государственных программ. Перечень таких госпрограмм будет утверждён федеральным законом о федеральном бюджете на этот период. Это позволит повысить оперативность принятия решений и эффективность расходов федерального бюджета на финансирование приоритетных проектов и государственных программ.
В целях парламентского контроля за изменениями, вносимыми в СБР по такому основанию, предлагается закрепить механизм рассмотрения предложений Правительства России по изменениям в СБР Комиссией Федерального Собрания Российской Федерации, образованной по решению Совета Федерации и состоящей из представителей Государственной Думы и Совета Федерации.
Предусматривается, что вносимые законопроектом изменения будут применяться начиная с составления, рассмотрения и утверждения проекта федерального закона о федеральном бюджете на 2018 г. и на плановый период 2019 и 2020 гг.
Ранее Правительство РФ в целом одобрило основные характеристики федерального бюджета и базовый вариант прогноза социально-экономического развития и предельные уровни тарифов на услуги компаний инфраструктурного сектора на 2018-2020 гг.